среда, 4 ноября 2020 г.

Вышитый наперсток №7 по мотивам Пижемской росписи в СО-Расписные наперстки.

Доброго позднего вечера, дорогие девочки. Осенняя пора и школьная жизнь выбили меня из размеренного рукоделия. Летом я успевала и рукоделить и публиковать, сейчас же что то одно. Не говоря уже о том, что я не успеваю ходить к Вам в гости, уверена там столько красоты без меня создалось.
 
 А меж тем я продолжаю участие в СП Расписные наперстки, проводимом в группе "Алхимия вышивки" Вконтакте.
 
Сегодня наперсточек по мотивам Пижемской росписи. Дизайнер - Анна Шишкина. Наперсток очень графичный. Если сравнивать традиционные росписи то грубо можно разделить их на цветочные и графические. Думаю, не буду оригинальной, если скажу, что мне больше нравятся первые))). Но и графика имеет место быть.

Приведу немного информации о росписи, что то публиковала автор схемы в группе, что то из просторов интернета.

-Пижемская роспись известна с XVII века. Это одна из древнейших росписей Русского Севера. 

- Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень. 


- Геометрические узоры - линии, точки, крестики - имели глубокий смысл для древнего человека, который украшал свои предметы быта. 

- Изучением этих символов занимались такие известные ученые как: Б. А. Рыбаков, В. П. Даркевич, А. К. Амброз. Они указывают на то, что прямая линия может обозначать твердь небесную и твердь земную. Плавная линия обозначает воду, крест - символ огня или солнца. Ромб это земной знак, точки - семена, а ромб, разделенный крестом с ростками на краях, - это символ изобилия и плодородия, его помещали и на дне ложки, и на свадебном полотенце, и на подоле свадебной рубахи невесты как пожелание большой и полной семьи. 

- Незнание законов природы вызывало страх перед стихийными бедствиями, и человек, изображая эти символы, пытался таким образом защитить себя от сил природы, т.е. символы были не только украшением предметов быта, но и являлись оберегами.

 

Информацию об особенностях узора взяла здесь.

Одна из древнейших росписей русского Севера – пижемская. Наверное, многие слышали о деревянных ложках, которые местным мастерам удавались особенно хорошо. О том, как пижемская роспись связана со старообрядчеством, о цветах и орнаментах промысла, а также о его богатом творческом наследии читайте далее.

История появления и развития пижемской росписи

Известно это древнее творческое самобытное направление с 17 века. Центром графической росписи стала северная речка Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, которые устремлялись на эти земли, были переписчиками книг, и светских, и религиозных. Эти книга умельцы украшали красивыми заставками, рисунками и буквицами.

 А потом часть мастеров принялась за роспись деревянных ложек и иной домашней утвари (кроме прялок – их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев сказалась на том, какой стала пижемская роспись. Культурологи могут привести огромное количество примеров параллели культовых пижемских узоров и заставок древних книг.

Печора – знакомый исследователям исторический оплот старообрядческой традиции. Здесь жили династии переписчиков, имена которых знала вся округа. Их заслуга в том, что появилась пижемская роспись. И сегодня эту стезю продолжают художники: и профессионалы, и любители. По сей день в их кругу появляются поводы для новых творческих споров. Например, о том, насколько допустимо в пижемской росписи по дереву включать авторские элементы.

Девочки, извините за качество этих фото, загружала их еще при старом блогере, не могу понять почему они так исказились.

Фото делала на своих альбомах по искусству для детей.
Ну и недокрашенная сыном матрешечка попозировала для фото.
Покажу наперсточек в Рукодельном кафе №142 у Танюши в блоге "В каждой капле радуга".

30 комментариев:

  1. Вероника, отличный наперсток ты вышила!

    ОтветитьУдалить
  2. Вероника, интересная роспись. К моему стыду о этой росписи не знала.
    Наперсток вышитый прекрасный.
    Еще старые ложки понравились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, спасибо большое, мне приятно, что Вам понравилась. Я тоже, если честно, не слыхала о такой росписи.Деревянные изделия нашла в интернете и очень была тоже удивлена насколько просто и красиво.

      Удалить
  3. Вероника, спасибо за историю Пижемской росписи, очень интересно было читать. Наперсток -красивая работа.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот наперсток займет достойное место в твоей коллекции, хоть он и в другой технике. Но все вместе наперстки очень гармонично смотрятся, я уверена. Крепись, Вероника, скоро зимние каникулы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светик, спасибо большое. Да они все разные и каждый хорош по своему. Вместе скоро покажу. Ой спасибо, моя дорогая, я еще на осенних очень надеюсь дух перевести уже через неделю.

      Удалить
  5. Очень красивая роспись! Мне нравятся орнаменты, а пижемская роспись графическая и этим особенно мне симпатична! :-) Красивый напёрсток, яркий, интересный, солнечный!
    Вероничка, я по тебе скучаю, поэтому, всегда рада твоем новым постам! ;-)) Будет возможность, обязательно заглядывай в гости! Желаю успеха!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксаночка, милая спасибо большое, я тоже очень очень тебе всегда рада. Спасибо за похвалу. Я как раз давеча была у тебя в гостях, я давно к девочкам основательно в гости не ходила, вчера размеренный денек на работе выдался))). У тебя как всегда гостеприимно и уютно)))

      Удалить
  6. Мне одинаково нравятся и цветочные и графические росписи, вот этот напёрсток очень классный, такое красивое солнышко, а по углам как будто заплатки - очень самобытно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, спасибо большое. Я понимаю, что они тематические, но душе хочется больше цветочков))). Проект подходит к концу, скоро все покажу))

      Удалить
  7. Вероника, очень интересный рассказ о мастерах-умельцах, оставивших по себе самобытное ремесло.
    И напёрсток чудесный, на альбоме по искусству выглядит вообще очень гармонично!
    Я открыла рот, разглядывая деревянный поднос и ложки, просто прелесть... Я вообще неровно дышу, когда вижу деревянную расписную посуду, хотя в быту мы ей особо и не пользуемся, но как красиво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, спасибо большое, мне приятно, что понравилась моя работа и был полезен рассказ. Помнить важно о корнях. Деревянную посуду, да и вообще дерево тоже очень люблю)). Альбомы по искусству у этого производителя просто супер, жаль мы никак за них с сыном не сядем.

      Удалить
  8. Вероника, красивый наперсток. Здорово, что сейчас так много разных дизайнеров, создающих чудесные схемы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аленка, спасибо большое. Да, я сама удивляюсь, для человека, который в вышивке недавно, это вообще шок, когда и как люди научились этому)))

      Удалить
  9. Красивый напёрсток получился. Про пижемскую роспись не слышала раньше.

    ОтветитьУдалить
  10. Bardzo ładne naparstki. Ciekawy post. U mnie w domu rodzinnym mamy takie drewniane łyżki na ozdobę przywiezione przez babcię z Rosji. A matrioszki to moje ulubione zabawki z dzieciństwa. Pozdrawiam.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dziękuję bardzo za pochwałę, bardzo mi miło. Tak, drewniane naczynia, pierwotnie rosyjski element. A lalki gniazdujące są wszędzie znakiem Rosji.

      Удалить
  11. Вероника, спасибо за рассказ про эту технику. Ты рисунок для наперстка сама подбирала?
    а вообще получилось очень красиво, такая старина проглядывает в этой вышивке, душу трогает

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо большое. Я при всей любви к росписям так бы не смогла, это в социальной сети Вконтакте девочки дизайнеры проводят совместный проект, дают схемы, а мы вышиваем.)))

      Удалить
  12. Вероника, напёрсточек чудесный!
    Здорово, что твоя коллекция напёрстков растёт :)

    ОтветитьУдалить
  13. Очень красивый наперсточек и как всегда очень интересная информация! Меня школа тоже сильно из колеи выбила, никак не адаптируюсь :(.

    ОтветитьУдалить