понедельник, 24 августа 2020 г.

Вышитый наперсток №5 по мотивам Городецкой росписи в СО-Росписные наперски.



Дорогие девочки, сегодня принесла Наперсток по мотивам Городецкой росписи, который вышила в рамках СП Расписные наперстки, проводимом в группе "Алхимия вышивки" Вконтакте.

Объектами городецкой росписи часто выступают люди, лошадки, цветы, но дизайнер схемы Анастасия Ланская решила изобразить - Птицу счастья, чтобы всем вышивальщицам счастило)))).


Правда, у меня случилась небольшая заминка, не могу найти где все вышитые наперстки, поэтому показываю только те фото, что были сделаны для отчета и остались в процессе.

Традиционно о истории возникновения промысла, информацию взяла вот здесь.

История городецкой росписи

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.

Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.

Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.

 Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.
Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.

О мотивах

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.
Элементы цветочного орнамента:
  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.
Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.
Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.
Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.
Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Я хочу отправить свою птичку счастья в Галерею Танюши "Королек - птичка певчая", ресурс.
поэтому хочу подробнее разобрать символизм изображенной птички. Разобраться мне помог тот же сайт.

ПТИЦА – это символ семейного счастья, порядка и лада в семье. А если изображали мастера птичью пару, это воспринималось как гармония, прекрасный союз двух влюбленных. Традиционные городецкие герои – петух, фазан, павлин. Но все эти виды более напоминают сказочных персонажей. К примеру, павлин более ассоциируется с жар-птицей или некоей другой мистической героиней, чем со своим биологическим прообразом.
Рисовали городецкие мастера голубей, лебедей, кукушек. Но в каждой из них видится общее, то, что и называют ярким, неповторимым стилем промысла. В ярких картинках художники стремились передать свои ожидания, счастливые прогнозы на прекрасное будущее, которые сулили вестники добрых событий – птицы.

Виды городецких птиц

У городецких птиц, кого бы ни изображал мастер, всегда толстый животик, гибкая линия шейки и груди, а хвост пташки напоминает крыло бабочки. Клюв и ноги у птицы нитевидные, тонкие.
Городецкая роспись – петух, описание:
  • используются красный, черный и белый цвета;
  • часто петух стоит на одной ножке;
  • его украшает пышный алый хвост;
  • приятной округлости животик показывает птицу сытую, довольную, пышущую здоровьем.



gorodetskaya-rospis-petuh
Варианты изображения городецкого петуха
Городецкая роспись – фазан, описание:

  • хвост у него тоже очень пышный, но чаще сине-голубой гаммы с добавлением зеленого;
  • головка птицы глядит вверх;
  • часто изображаются два симметричных фазана, глядящих друг на друга.
gorodetskaya-rospis-fazan
Изображение павлина в городецкой росписи:
  • павлин более прочих героев напоминает пташку из волшебного сада – его шикарный хвост имеет цветочную основу;
  • на головке у павлина – маленькая алая корона;
  • птица выглядит так, будто опустила головку смущенно вниз, на деле же это только подчеркивает сказочный облик персонажа.



gorodetskaya-rospis-pavlin
Деревянное панно с изображением павлина
Рисовать городецких красавиц принято поэтапно: сначала тремя цветами делается подмалевок (туловище, крыло и хвост), а потом белой краской на пташке рисуют оживку.

 Оживка в росписи птиц

Оживка на пташке выполняется белой краской, используется специальная тонкая художественная кисть.
gorodeckaya-rospis
Какие элементы присуще оживке:
  • Штрихи – разнятся по длине и ширине. Кисточку в руках нужно держать отвесно, едва касаясь листа кончиком кисти, нужно провести линию в начале и конце с определенным нажимом посреди.
  • Капельки. Их делают методом примакивания: бок кончика кисточки плавно и легко прикасается к бумаге, на ней остается след в виде капли.
  • Дуга. Кисточка держится перпендикулярно листу бумаги, вначале наведения дуги кисть едва прикасается к бумаге, затем на инструмент нужно сильно нажать, и вновь перейти к тонкой линии.
  • Точки можно поставить обратной стороной кисти.
Художник, рисующий разные элементы и, в особенности, переходящий к оживке, должен «набить руку». Расчетливые, уверенные и твердые движения – вот что даст максимально приближенный к каноничному рисунок. Очень важно, чтобы в рисунке перьев появлялся ритм, чтобы птица на предмете росписи становилась динамичной. У зрителя должна такое впечатление создавать городецкая роспись: птица с цветами вокруг себя будто скоро пустится в пляс, или взлетит на забор и пропоет свою утреннюю песенку.

По моему моя птичка именно фазан. Он отправляется в "Королек птичка певчая" и в "Рукодельное кафе №140" в блог "В каждой капле радуга".
До скорой встречи!

33 комментария:

  1. О! Не только я не могу свои вышивки найти) Так у меня покрупнее, где лежит-не знаю))))
    Чудесная птичка и наперсток! Какой у вас проект замечательный) Уже столько наперстков вышили!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Светик, я так с предыдущими работами очешниками загрузилась, что напрочь забыла куда сунула наперстки, при чем все пять)). Первый раз со мной такое))Этот один из моих любимых, следующие два больше графические, а люблю больше сюжетные))). Спасибо, Светик!

      Удалить
  2. Очень красивый наперсток. И отдельное спасибо за интереснейшие истории, навеваемые вышивкой. Сразу вспомнила, что довелось побывать на Дне города города Городец))) Красиво там было, а уж ярмарка с местными промыслами просто восторг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я очень рада, что тебе понравился пост! Здорово, что тебе довелось побывать в Городце,фото-записей случайно не делала? было бы интересно посмотреть. Вообще, все, что касается промыслов очень интересно. Спасибо, что заглянула, рада тебе!

      Удалить
  3. Не могу налюбоваться! Какие он милые и истории, сопровождающие, интересные !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, дорогая, очень очень рада тебя видеть! Как хорошо, что заглянула. Ждем твоих публикаций, знаю много красоты сделано. Спасибо, я рада, если пост был полезным.

      Удалить
  4. Вероника, какую же красоту ты вышила!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Вероника, любуюсь на твою вышивку и скажу, что мне она нравится! Я вообще люблю городецкую роспись. Кстати, птичек я не рисовала, но коня И КОШЕК РИСОВАЛА
    Приходи посмотреть :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, спасибо большое тебе за ссылки на твои чудесные работы! Твой блог нужно изучать в профтех заведениях как наглядное пособие по рукоделию, ваянию и зодчеству!!!! Это нечто вообще! Мне очень понравилось! взяла на карандаш начать изучать твой блог с самого начала))).
      Спасибо за похвалу моей работе!

      Удалить
  6. Здорово! Спасибо, Вероника, что поделились своей работой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, спасибо Вам, что заглянули оценить мою работу.

      Удалить
  7. Вероника,интересный наперсток ,красочный фазан получился.
    Интересно было почитать о городецкой росписи.Петухи у них шикарные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, спасибо большое Вам за похвалу. Петухи красивые, конечно, а лошадки вообще неповторимые.

      Удалить
  8. Вероника, как здорово! Работа сама чудесная. И рассказ такой полный. Пусть птичка принесет счастье. И у меня руки зачесались птиц нарисовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, спасибо Вам большое за похвалу! Пусть всем счастит!!! Ага так бывает насмотришься, вдохновишься и за работу)))

      Удалить
  9. Вероничка, очень красивый, яркий и жизнерадостный мотив Городецкой росписи! Прелестный напёрсток!!! :-)) Я желаю тебе счастья, чтобы все твои работы радовали тебя и окружающих людей!!! ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксаночка, дорогая, спасибо тебе за тёплый отзыв и приятные пожелания! Пусть все будут живы и здоровы и птички счастья, хоть иногда, но посетят всех всех!

      Удалить
  10. Наиболее близкая мне роспись, потому что сестра в детстве расписывала пару досок похожей птичкой и коняшкой, они долго висели на кухне))) чудесный фазан на новеньком чудесном наперстке)) Вероника, спасибо за интересный рассказ, отличные посты получаются, ликбез каждый раз)
    Или наперстки, куда ж они задевались? Вышивки я еше ни разу не теряла, но, учитывая регулярность потери самых разных вещей, у меня не все впереди 😂

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надюша, спасибо большое! Городецкая действительно очень самобытная, может оттого, что она с персонажами, а может у нас что-то на подкорке записано, но и мне она очень близка. Правда, прямая ассоциация это все таки лошадки.
      Наперстки нашлись, сынок написал, были на балконе, там у меня небольшой рабочий филиал в хорошую погоду бывает, как дошила там и бросила в конвертике, взялась за коктейли и забыла напрочь. Да память нужно тренировать, это точно.

      Удалить
  11. Очень красивые наперстки, Вероника! И спасибо за рассказ о Городецкой росписи, интересно очень!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, спасибо большое! Я рада быть полезной всегда! Рада видеть в гостях!

      Удалить
  12. Ответы
    1. Алёнка, спасибо большое, я рада, что тебе нравится.

      Удалить
  13. Вероника, какой чудесный фазан! И вообще городецкие птички мне понравились! Не решилась участвовать в этом СП. Итак еле успеваю в остальных отчитываться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, спасибо. Очень рада, что есть твоя галерея, можем слетать туда с моими птичками))). Да, проектов столько притягательных сейчас, сложно удержаться, но мимо этого не могла пройти это моя реализовавшаяся мечта.

      Удалить
  14. Красиво и познавательно! Вероника, у тебя получается восхитительная коллекция из наперстков!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо большое! Рада, если была полезной. Ага, мне тоже очень нравится коллекция.

      Удалить
  15. Вот этот напёрсток больше всех нравится, какая птичка классная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, спасибо! Соглашусь наперсток очень красивый!

      Удалить
  16. Очень красивый наперсток получился и как всегда очень интересно было узнать больше о росписи. Никогда бы не подумала, что в эту роспись вплетено искусство иконописи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, спасибо, что читаешь и интересуешься. Да, тут, видимо, по принципу - какая жизнь - такие песни. Что близко народу, то находит отражение в искусстве.

      Удалить