Дорогие девочки, продолжаю публикацию вышитых наперстков по мотивам русских народных росписей в "СП Расписные наперстки" от группы Алхимия вышивки. Сегодня -ГЖЕЛЬ. Автор схемы Светлана Ланская.
Схема очень не сложная, но присутствует Французский узелок. Я таки немного научилась его делать, после вышивки Бутылочки - Лаванда от Ирины Коноплич, но это мне дается с большим трудом. И фрузелки все выходят разнокалиберные. Но я не ухожу в глубокую печаль))). Это не смертельно. Сложнее было с полным отсутствием необходимых по ключу ниточек, меняла гамму несколько раз, в итоге получилось, как получилось.
Еще с прошлого раза хотела Вам показать творческие альбомы на фоне которых я делала фото.
Это чудесная серия от Мозаика-Синтез - Искусство детям, посвященная Народным промыслам, а именно росписям.
В продаже есть отдельно альбомы их можно приобрести и сейчас, я покупала очень давно альбомы в комплекте с деревянной заготовкой.
Ребенок может изучить особенности узора, попробовать нарисовать его карандашами или красками в альбоме, а потом попробовать свои силы на деревянной заготовке. Да, что уж говорить, дети и некоторые взрослые тоже не против)))).
Правда, за рисунки мы с сыном пока не сели. Но обязательно покажу результаты, когда попробуем.
Традиционно историческая справка.
Производство Гжель находиться в ближайшем Подмосковье по нашему направлению и мы были там с классом сына на экскурсии. Я писала об этом вот здесь. Оттуда и привезен этот дивный кедик.
Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.
Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
И два наперсточка вместе.
Покажу Гжелковый наперсток в Рукодельном кафе №138 в блоге "В каждой капле радуга" у Танюши. Всем легкой, плодотворной и приятной недели.
Правда, за рисунки мы с сыном пока не сели. Но обязательно покажу результаты, когда попробуем.
Традиционно историческая справка.
Производство Гжель находиться в ближайшем Подмосковье по нашему направлению и мы были там с классом сына на экскурсии. Я писала об этом вот здесь. Оттуда и привезен этот дивный кедик.
Восточнее Москвы, на берегах реки Гжелки, расположилось село с похожим названием. Выясняя, почему роспись называется гжель, заметим что само слово произошло от глагола «жечь». Изначально изделия называли термином «жгель». Гжель показалось кому-то более благозвучным, и буквы в названии переставили. Эти рисунки по керамике невозможно ни с чем спутать. Все оттенки синего и голубого цветов на белом фоне создают неповторимый орнамент. Техника росписи по фарфору примечательна цветочными и растительными мотивами, а также сценами из сельской жизни.
История гжельской росписи
Живопись «гжельская роспись» по глиняным изделиям имеет богатейшую историю. Более 700 лет назад появился этот знаменитый вид творчества. Земли в окрестностях богаты залежами белой глины. На них плохо было выращивать хлеб, зато они давали хорошее сырье для производства керамики. Доказанный исторический факт говорит о том, что поселившиеся тут люди начали ремесленниками еще в 11 веке.Об этом творчестве упоминает московский царь Калита в завещании, изданном в 1328 году. Затем сам Иван Грозный говорит об этих великолепных рисунках в своих грамотах. Развитие промысел получил в 17 веке, когда глиняная утварь стала поставляться в столицу. Тогда это были в основном изделия для аптекарского дела и разного рода мелкие поделки. Постепенно мастера освоили выпуск кухонной посуды. В 19 веке было налажено производство полуфаянса, а к концу столетия народный промысел гжель стал изготавливать фарфор и тонкий фаянс.
Гжель особенности росписи
Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:- исключительно ручная работа;
- неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
- узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
- цветовые переходы отличаются резкостью;
- выдерживание строгой последовательности оттенков;
- предмет и его декор составляют цельную композицию;
- элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.
Чем выполняется роспись гжели
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
Роспись гжель основные цвета
Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:
- фоновый цвет фарфора – белый;
- разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
- темный кобальтовый;
- белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
- золотой или платиновый декор.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
- Животные в основном представлены пернатыми.
- Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки»
- Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.
Чем выполняется роспись гжели
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
Роспись гжель основные цвета
Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:
- фоновый цвет фарфора – белый;
- разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
- темный кобальтовый;
- белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
- золотой или платиновый декор.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
-
Чем выполняется роспись гжели
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
Роспись гжель основные цвета
Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:
- фоновый цвет фарфора – белый;
- разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
- темный кобальтовый;
- белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
- золотой или платиновый декор.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
Чем выполняется роспись гжели
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
Роспись гжель основные цвета
Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:
- фоновый цвет фарфора – белый;
- разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
- темный кобальтовый;
- белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
- золотой или платиновый декор.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску. Роспись гжель в этом случае получает «тень».
Элементы гжельской росписи
Народ в своем творчестве отражает сюжеты окружающей действительности. Элементы росписи гжель имеют ярко выраженные сюжеты:- Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
- Животные. В основном представлены пернатыми.
Гжель техника росписи
Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:
- плотность и ширина наносимого кистью мазка;
- направление движения ворса;
- толщина краски на инструменте художника.
- Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона.
- Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу.
- Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°.
- Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.
Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:
- лист бумаги формата А4;
- краска гуашь;
- кисти номерами 1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- вода.
- На палитре шпателем размешать краску.
- Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
- Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
- Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
- Волнообразными движениями формируют хвост.
- №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
- Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
- Эскиз переносят с бумаги на предмет. Информация по теме взята с сайта.
Покажу Гжелковый наперсток в Рукодельном кафе №138 в блоге "В каждой капле радуга" у Танюши. Всем легкой, плодотворной и приятной недели.
Какие у тебя наборы для творчества интересные! И совместник с наперстками прямо в тему подвернулся, как я тебя понимаю, Вероника! Чудесные наперсточки!
ОтветитьУдалитьСветик, спасибо дорогая. Да, наборы эти просто потрясающие, я когда увидела не удержалась, хотя сыночек тогда и говорить не умел)), с тех пор и лежат, никак не займусь ими. Но дождалась, когда он не только разрисовать сможет, но и выжечь по заготовке)))
УдалитьВероника,очень интересный рассказ о гжельской росписи.Люблю этот рисунок на тканях и часто шью с ним.
ОтветитьУдалитьНаперсточки у вас замечательные.Кед из гжели интересный.
Надежда, спасибо большое! А Вы знаете, я даже думала, бывают ли такие ткани, потому как любителей гжели много,но мне не разу не попадались. Вот хохломская роспись в ткани у меня есть, а гжели нет. Кед моя не утихающая любовь, до сих пор радует глаз. Жалею, что не купила в золотой окантовкой.
УдалитьВероника,ткани с гжелевым рисунком бывают и разного качества.Это вафельное полотно,лен,чесуча,бязь,атлас,трикотаж...Я прихватки шью из ткани с гжелью.
УдалитьСпасибо большое, Надежда. Буду знать, я как раз думала именно прихваточки с из моего хохломского кусочка сшить, нужно продумать и воплотить. Спасибо большое!
УдалитьНаперсток с вышивкой Гжель, какая прелесть. Вероника, ты умничка!
ОтветитьУдалитьНаташенька, спасибо большое тебе! Я так благодарна авторам за этот проект, люблю его всей душой. Вышился еще Полхов-Майдан, вообще поэзия))).
УдалитьКакая интересная серия напёрстков у тебя получается, Вероника! Гжель мне очень нравится!💙🤍
ОтветитьУдалитьОлечка, спасибо. У девочек была два варианта гжели, один с участием серого цвета. Но я решила традиционно весь синий вышить.
УдалитьВероничка, твои посты, всегда познавательные и расширяют мой кругозор. :-)) Ты умничка! Спасибо тебе за интересный экскурс в историю Гжельской росписи! Напёрсточек твой получился красивый, в настоящей гжельской росписи!Рабочая тетрадь с загадовокой классная, желаю вам успеха с сыном поработать в ней и показать нам свой результат!:-)
ОтветитьУдалитьОксаночка, спасибо, дорогая. Мне приятно, что этот проект нравиться не только мне и наперсточки тоже. Я очень хочу сесть поскорее с сыном за поделку, обязательно покажу результат, каким бы он не был)).
УдалитьОчень красиво, Вероника!
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо Вам большое! Я рада, что Вам нравиться!
УдалитьЧудесный наперсточек! Столько тонкостей о гжели узнала, спасибо!!!
ОтветитьУдалитьАнечка, спасибо тебе! Я очень рада.
УдалитьЗдорово!
ОтветитьУдалитьТанюша, спасибо большое, дорогая! Когда будет возвращение в блог? Хорошо, хоть в ИГ любуемся работами)))
УдалитьПрелесть! Очень симпатичный наперсточек! Вероника, а я на эти пособия от Мозаики-синтез давно посматриваю, но Ксюше рано пока, а так бы накупила:)))
ОтветитьУдалитьНадюша, спасибо большое! А я всё смотрю и думаю, как мы быстро выросли почти из всех пособий, даже не все из школы 7 гномов прошли. Но эти наборы прям то, что нужно сейчас. Эх время бы еще в сутках...
УдалитьЧудесные наперстки!
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо большое, не могу не согласиться))))
УдалитьГжельская у нас была, но не так подробно. Можно повторить. И весь твой цикл напечатать. Это раз в неделю?
ОтветитьУдалитьТанюша, наперсточки шьются один в две недели, готово уже три, писала только о двух. Я могу к следующему как то подготовится, только мне важно понять как, на что сделать упор, под каким ракурсом рассказать?
ОтветитьУдалить