пятница, 21 декабря 2018 г.

ГЖЕЛЬ - "СИНЬ РОССИИ" - ДУША РУССКОГО УЗОРА.

Считается, что дети развиваются посредством родителей, но бывает и наоборот. Родители просвещаются благодаря деткам. На прошлой неделе принимала участии в экскурсии ребенка на завод по производству ГЖЕЛЬской керамики.
Это предприятие находится в Раменском районе Московской области в местечке с одноименным названием Гжель. Само предприятие называется весьма благозвучно -  "Синь России".
Экскурсия всем была хороша: мы побывали на производстве, расписали игрушку своими руками, побывали в зоопарке находящемся на территории этого предприятия и даже попили чай из гжельских кружечек возле русской печи. Но нам не дали ответ на вопрос откуда же появилось звучное название Гжель. В этом контексте я осталась несколько неудовлетворенной. Пришлось позже образовавшуюся брешь заполнять самостоятельно. Благо есть интернет.
Не так давно читала в блоге у рукодельницы (к сожалению, не могу найти этого поста) о том, что Петр I побывав на аналогичном заводе в Голландии повелел открыть такое же производство в России, но это противоречит установке о том, что Гжельская продукция исконно русский промысел.
А в остальном мы узнали много интересного.
Сырье - глину для керамических изделий привозят с Украины. Глина эта белая, то есть посуду покрывают только глазурью для блеска и краской в качестве узора. А белый -  это естественный цвет запеченной глины.

В основе каждого изделия лежит рисунок, а следом за ним и модель, которую создают модельщики, скульпторы.

Затем с нее снимается гипсовый слепок. В зависимости от сложности формы слепок может состоять из двух или более частей. Такую форму соединяют вместе резиночкой и через отверстие заливают жидкую фарфоровую массу - шликер.

Немного подсохнув изделие освобождают и, если требуются соединяют шликером же с дополнительными деталями - кружку с ручкой например. После изделие попадает к мастеру оправщику, который используя влажные губки, четки и кисти счищает и замывает образовавшиеся швы и мелкие погрешности на поверхности изделия.
Далее изделие сохнет на стеллажах, после оно поступает на первый обжиг, который длится 24 часа при температуре 900 градусов.









Затем изделие должно пройти фуксиновый контроль - выявление микротрещин. Для этого его погружают в розоватую жидкость, которая выявляет весь брак на поверхности. Жидкость эта при дальнейшем обжиге изделия светлеет и исчезает. Прошедшие контроль изделия отмечаются клеймом. Треснутые изделия подлежать расколу.




Далее керамика попадает в руки к художнику и вот тут, на мой взгляд, происходит магия. Как мы убедились позже на своем опыте, расписывать посуду не так и просто. Структура очень пористая, поверхность моментально впитывает влагу, из-за этого сложно сохранять требуемую плавность линий.

Плюс необходимо создать на изделии фишку гжельской росписи - теневой переход. Нам показывали как его нужно делать на мастер классе. Стоит ли говорить, что каждая роспись авторская, не смотря на то, что у художника есть образцы. Готовое изделие насчитывает до 30 оттенков синего. Залог такого результата сочетание мастерства художника и особенностей краски. Правда фотографировать этот процесс как и предыдущий не разрешено.
Краску для раскрашивания используют чёрную кобальтовую - окись кобальта, в процессе обжига она светлеет и принимает привычный нашему глазу синий оттенок. После росписи художник ставит свою отметку на изделие. Роспись такая называется подглазурной, так как далее изделие глазуруется и рисунок этот останется уже с изделием на всю жизнь, долгую или короткую. 
После росписи изделия подвергаются глазуровке. Их погружают в жидкую массу с глазурью, которая придает готовому изделию блеск. После глазуровки дно изделия протирается губкой, иначе оно может прилипнуть к поддону печи. После глазуровки изделие снова подвергают обжигу - политой - финальный. Изделие запекается при температуре 1350 градусов -18 часов.



Очень интересно, на производстве есть комната для отдыха персонала. В ее отделке использован натуральный материал, который оказывает благотворное влияние на организм человека. Правда, я забыла его название))). Его используют в том числе и для очистки воды.

Вот такая замечательная зона для проведения Мастер-класса.

В конце экскурсии мы посетили музей. Тут уж, конечно, есть на чем глазу отдохнуть.
Наверное, к чемпионату подготовили это изделие)).
Сын решил поберечь семейный бюджет и убедил меня, что купить бутсу он не хочет.






Иногда для придания большей торжественности, изысканности и богатства изделию, его расписывают золотой краской. После этого изделие дополнительно обжигается при температуре 850 градусов.
После поседения музея мы обнесли сувенирную лавку при производстве. Каждый детка хотел увезти, что то на память. А мне жутко приглянулась кеда та, что в начале поста. Ну и мы увезли двух таких замечательных дельфинов.

 По случайности наш новогодний дед Мороз в этом году был одет в краски Гжельской росписи.
Всем приятной предновогодней суеты и радости!

15 комментариев:

  1. Вероника, я дважды в неделю мимо проезжаю, а на экскурсии так и не была.
    Пару раз заходи в магазины, сколько там красоты. Представляю, как вам было интересно и здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, ага было очень интересно, правда. Но это именно хэнд-мейд производство, там нет никаких инженерных новшеств, всё можно сказать выглядит по-домашнему. Мне еще было очень приятно, что учитель наша, ранее приезжавшая со своим другим классом, сказала, что многое изменилось в лучшую сторону, несколько лет назад было всё на грани разрухи, выкрутились и раскрутились однако. Выезжают с предприятия громадные фуры. Что очень приятно.

      Удалить
  2. Вероника, как здорово, что вам удалось посетить завод и даже принять участие в мастер-классе. Такая экскурсия надолго запомнится!
    Люблю Гжель, даже пробовала ее рисовать :)
    Приглашаю тебя посмотреть на мои пробы пера - ОТКРЫТКИ с цветами и еще
    ОТКРЫТКИ с птицами

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, спасибо! Думаю да, запомниться, она была какая то предновогодняя - красивые виды заснеженного леса по дороге, общее приподнятое настроение, ну и сама экскурсия. Мне тоже захотелось попробовать рисовать эти узоры. Сейчас гляну твои открыточки, обожаю как ты рисуешь.

      Удалить
    2. Вероника, я попробую еще порисовать гжель, уж очень мне она нравится.
      Ты тоже попробуй, ведь у тебя есть в голове приятное вдохновение :)

      Удалить
    3. Да, Наташенька,ты права, жду НГ каникул для того, чтобы сесть и спокойно заняться реализацией накопившегося вдохновения.

      Удалить
  3. Есть в этих оттенках синего какая-то притягательная тайна...здорово, что вы там побывали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светик, ага именно очень очень очень притягательная синь, и эти родные узоры. А еще мне жутко нравиться сочетание классического рисунка и современной формы, как, например, в купленном башмаке кеде - мне кажется именно это сочетание залог того, что этот вид ремесла будет востребованным.

      Удалить
  4. Вероника, классная экскурсия! 30 оттенков синего, ну надо же! А камень в комнате отдыха наверное шунгит

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, ты не поверишь, когда писала этот пост думала о тебе и о твоем проекте "Я поведу тебя в музей" )))). Очень хорошая была затея. Да про оттенки синего тоже была поражена, особенно если знать, что окись кобальта вообще чёрная )). Ловкость мастеров и никакого мошенничества ))).

      Удалить
    2. Свет и да это был именно шунгит))) Откуда ты знаешь про него?

      Удалить
  5. Вероника, спасибо а экскурсию! Очень интересно!))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юль, спасибо, что зашла на огонёк)). Рада тебе!

      Удалить
  6. Вероника,интересная экскурсия ! Рассказ о происхождении гжелевской росписи заинтриговал..
    Как же все красиво!! особенно позолота украшает чашечки ,купола и даже бутсы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежа, спасибо! Да действительно очень интересно, зарождение и развитие этого ремесла. Голандцы были первыми, а русские внесли в орнамент свой особенный, узнаваемый и полюбившийся всем, неповторимый колорит. Да, золото, несомненно украшает, но также и удлиняет технологический процесс, ну и как следствие увеличивает цену готового изделия. К примеру цена кеды без золота была 250, а с позолотой уже около 500.

      Удалить