вторник, 20 августа 2019 г.

Мои 92 дня лета - 4 часть - Экскурсия по Новодевичьему некрополю.


В контексте Лизиного проекта "Мои 92 дня лета" продолжаю рассказывать об интересных событиях своего лета, мое описание носит не ежедневный контекст, а по степени важности, интересности и значимости. Вы даже не представляете насколько интересно можно провести время на кладбище, если это кладбище находиться на территории Новодевичьего монастыря, а сопровождает Вас замечательный экскурсовод - Егор Владимирович Сартаков.
Тема нашего похода была - литературная, мы посетили могилы писателей, поэтов и деятелей искусства, прослушали интересные рассказы про них.
Первая ассоциация, которая возникает, лично у меня, при упоминании названия этого монастыря это Царевна Софья, которую туда заточили. А еще картина Репина с одноименным названием, по которой мы безошибочно можем догадаться о характере этой женщины.
Небольшая историческая справка, полученная на выставке Ильи Ефимовича Репина, о которой я уже писала вот здесь.
Царевна Софья Алексеевна (1657-1704), четвертая дочь  царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильииничны Милославской. Она получила образование под руководством писателя и проповедника Семеона Полоцкого, знала латынь и польский язык, сочиняла стихи, изучала историю.
При царе Фёдоре Алексеевиче, ее родном брате, Софья Алексеевна начала принимать участие в государственных делах. После стрелецкого бунта 1682 года в Москве царевна было провозглашена регентшей при несовершеннолетних братьях-государях, 10-летнем Петре и 16-летнем Иване. С 1686-года царевну Софью стали именовать самодержицей. Ее правление ознаменовано обновление жизни российского государства, развитием промышленности и торговли, укреплением международных связей. В 1686-м России отошли Левобережная Украина, Киев и Смоленск . В 1689 году власть захватила боярская партия, поддерживающая царя Петра, а Софью обвинили в измене и заточили в Новодевичий монастырь.В 1698-м стрелецкий бунт был подавлен. Софья была пострижена в монахини под именем Сусанна, а поддерживавшие ее стрельцы казнены. Перед смертью приняла схиму под именем Софья, похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Созданию полотна предшествовала длительная работа: Репин изучал исторические источники, иконографию царевны, был занят поиском костюма. Царевна Софья, изображенная в монастырской келье, стоит на пороге "другой жизни": её ожидает монашеский постриг, она еще не смирилась с происшедшим по-прежнему сохраняет царственность и властность. Художника прежде всего увлекла психологическая драма сильной личности, находящейся в заключении, образованной и талантливой женщины, оказавшейся на переломе судьбы. Репинская "Царевна Софья.." пугала современников внешней непривлекательностью и "энергией гнева". И.Н. Крамской пытался оправдать художника : "Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории".
Сюжет картины "Царевна Софья.." для современников, несомненно, имел незримую связь с судьбами реформаторов, прежде всего народников. Общество той поры было захвачено судебными процессами над ними, но, кроме того, особую актуальность приобретали вопросы женской эмансипации.
Сама Софья захоронена не на кладбище, а на на территории монастыря.
А кладбище хранит останки других знаменитых людей - писателей, поэтов, художников, скульпторов, руководящих работников и даже президента - Бориса Ельцина.
Немного об истории основания и происхождения такого нежного названия монастыря.
Монастырь был основан при отце Ивана Грозного - Василий III в 1522 году, к юбилею его основания 2022 году проводиться глобальная реставрация.

Создан он в стиле "Нарышкинское (Московское) барокко" - весьма узнаваемое сочетание белого и красного цветов и различных украшалочек.

В период господства татаро-монголского ига, необходимо было 1/10 часть всего отдавать в Золотую орду - золота, драгоценных камней, тканей, а также юношей и девушек. Именно на территории современного Новодевичьего монастыря располагалось это "Девичье" поле, откуда и забирали девушек в орду. А называние Новодевичий монастырь, появилось потому, что с противоположной стороны девичьего поля был Стародевичий монастырь, ныне Зачатьевский монастырь.
Новодевичий монастырь стал последним пристанищем не только для мятежницы царевны Софьи, в нём доживали свой жизненный путь также сестры, дочери царей, не выходившие замуж, а также жены царей. Например Иван Грозный был женат 8 раз, 7 из них доживали свои дни в монастыре.

Монастырь этот знаменит еще и тем, что был чуть ли не единственный случай, когда усопший был отпет на территории монастыря. Как в признание заслуг писателя, Антона Павловича Чехова отпевали здесь.
Могила же Антона Павловича Чехова находиться на территории Новодевичьего некрополя, находящегося под стенами монастыря. Отец его был крепостным крестьянином, впоследствии дед Антона Павловича выкупил для него вольную.

Прославился А.П.Чехов своими коротким рассказам и всего тремя пьесами, известными на весь мир - Вишневый сад, дядя Ваня и Три сестры. По количеству театральных постановок  во всем мире произведения Чехова занимают второе место, после произведений Ульяма Шекспира.

Короткие рассказы Чехов стал писать еще будучи студентом медицинского университета, ныне Первый Мед. им.Сеченова.  Короткими они были не потому, что это была авторская задумка писателя, такое жесткое условие было поставлено Чехову издателем. 
Именно тогда родилось крылатое выражение: "Краткость - сестра таланта и тёща гонорара".

Творческий театральный тандем у Чехова сложился с Немировичем-Данченко и Станиславским, именно в их театре МХТ с большим успехом были поставлены спектакли по его произведениям "Чайка", "Вишневый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня".

И женат Чехов был на актрисе этого театра Ольге Леонардовне Книппер. Эта была быстро воспламенившаяся и быстро затухшая любовь, но не смотря на это Чехов и Книппер обвенчались, на момент венчания Антон Павлович уже был болен чахоткой и знал об этом и даже написал завещание.

Ольга Леонардовна играла почти все главные роли в спектаклях, по его пьесам, вместе они уже почти не жили, но она была все время рядом с мужем. Умер Чехов в Германии в Баденвайлере, был привезен в Москву и похоронен на Новодевичьем кладбище. Жена пережила его на 50 лет, похоронена рядом с ним.
Также рядом семейно захоронена семья Эдуарда Багрицкого -  известного поэта времен гражданской войны.
Мне он запомнился с юности по поэме про пионерку Валю, я до конца не понимала почему Валя так противиться взять крест у матери, хотя и при смерти. Но стихотворение как то ритмично отзывалось в душе. Дух эпохи, конечно, поэт чувствовал тонко и умел его патриотически окрашено передавать, Вы сейчас в этом убедитесь.

Смерть пионерки
Грозою освеженный,Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой Двухоборотный свист!
Валя, Валентина,Что с тобой теперь?
Белая палата,Крашеная дверь.
Тоньше паутины Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины Смертный огонек.
Говорить не можешь —Губы горячи.
Над тобой колдуют Умные врачи.
Гладят бедный ежик Стриженых волос.
Валя, Валентина, Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,Черная трава.
Почему от зноя Ноет голова?
Почему теснится В подъязычье стон?
Почему ресницы Обдувает сон?
Двери отворяются. (Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется Плачущая мать:
Валенька, Валюша! Тягостно в избе.
Я крестильный крестик Принесла тебе.
Все хозяйство брошено, Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему В горницах у нас.
Куры не закрыты, Свиньи без корыта;
И мычит корова С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька, Он тебя не съест,
Золоченый, маленький, Твой крестильный крест.
На щеке помятой Длинная слеза…
А в больничных окнах Движется гроза.
Открывает Валя Смутные глаза.
От морей ревучих Пасмурной страны
Наплывают тучи, Ливнями полны.
Над больничным садом, Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом Движется отряд.
Молнии, как галстуки, По ветру летят.
В дождевом сиянье Облачных слоев
Словно очертанье Тысячи голов.
Рухнула плотина — И выходят в бой
Блузы из сатина В синьке грозовой.
Трубы. Трубы. Трубы Подымают вой.
Над больничным садом, Над водой озер,
Движутся отряды На вечерний сбор.
Заслоняют свет они (Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева, Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина. А внизу, склоненная
Изнывает мать: Детские ладони
Ей не целовать. Духотой спаленных
Губ не освежить — Валентине больше
Не придется жить. — Я ль не собирала
Для тебя добро? Шелковые платья,
Мех да серебро, Я ли не копила,
Ночи не спала, Все коров доила,
Птицу стерегла,- Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное, Чтоб фата к лицу —
Как пойдешь к венцу! Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест, Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест. Пусть звучат постылые,
Скудные слова — Не погибла молодость,
Молодость жива! Нас водила молодость
В сабельный поход, Нас бросала молодость
На кронштадтский лед. Боевые лошади
Уносили нас, На широкой площади
Убивали нас. Но в крови горячечной
Подымались мы, Но глаза незрячие
Открывали мы. Возникай содружество
Ворона с бойцом — Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом. Чтоб земля суровая
Кровью истекла, Чтобы юность новая
Из костей взошла. Чтобы в этом крохотном
Теле — навсегда Пела наша молодость,
Как весной вода. Валя, Валентина,
Видишь — на юру Базовое знамя
Вьется по шнуру. Красное полотнище
Вьется над бугром. «Валя, будь готова!» —
Восклицает гром. В прозелень лужайки
Капли как польют! Валя в синей майке
Отдает салют. Тихо подымается,
Призрачно-легка, Над больничной койкой
Детская рука. «Я всегда готова!» —
Слышится окрест. На плетеный коврик
Упадает крест. И потом бессильная
Валится рука В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка. А в больничных окнах
Синее тепло, От большого солнца
В комнате светло. И, припав к постели.
Изнывает мать. За оградой пеночкам
Нынче благодать. Вот и все!
Но песня Не согласна ждать.
Возникает песня В болтовне ребят.
Подымает песню На голос отряд.
И выходит песня С топотом шагов
В мир, открытый настежь Бешенству ветров.

Эдуард Багрицкий был признанным советским поэтом, но это не смогло уберечь его жену от репрессий и единственного сына от ранней гибели, он погиб на войне в 1942 году. После освобождения из мест лишения свободы Лидия Багрицкая отыскала своего сына по табличке с его любимым стихотворением Марины Цветаевой: "Я вечности не приемлю, зачем Вы меня погребли. Я так не хотела в землю с родимой своей земли..", которую установил на могиле его друг Вутечич. Мать добилась эксгумации и перезахоронения сына вместе с отцом. Сама она захоронена там же.

По соседству с Багрицкими покоиться прах Юрия Олеши - автора знаменитой книги "Три толстяка".

Забавно, что девочку куклу из этого произведения Олеша назвал Суок, а спустя несколько лет женился на девушке с такой фамилией. Однако никакой мистики в этой истории нет, просто друг Юрия Олеши - Эдуард Багрицкий был женат на Лидии, девичья фамилия которой была Суок. И Олеша знал об этом, позже он познакомился с её сестрой и сделал её своей избранницей.

А сама идея оживающей куклы, тоже родилась у Олеши благодаря другу Эдуарду. Когда в после революционной России друзья снимали вместе одну квартиру на, однажды один из них принес домой большую и очень реалистичную куклу, которую они, жившие на 1 этаже сбрасывали с окошка, когда проходил какой-нибудь прохожий. Прохожий, напугавшись тут же бросался спасать падающую девочку, а на самом деле эту куклу.
Далее маршрут наш пролегал также мимо могилы сейчас уже не известного писателя - Павленко А.П. , в писательском поселке Переделкино Московской области, о котором я тоже хочу в ближайшее время рассказать, есть даже улица его имени.

Этому не известному или мало кому известному писателю четыре раза присуждали Сталинскую премию по литературе. Но помимо литературных творений, сейчас преданных забвению, он отчасти причастен, к доносу на Осипа Мандельштама. Когда над Мандельштамом уже сгущались тучи, он написал "Оду Сталину", которая попала к Павленко. Последний в свою очередь её раскритиковал, что оказалось страшно губительным для Мандельштама. Его арестовали и отправили по этапу, в пути он заболел и умер. Не известно ни где его могила, ни точная дата смерти.

Говоря о писателях и деятелях иных литературных жанров можно отметить, что многие из них уходили из жизни добровольно. Как например Марина Цветаева, о которой я писала вот здесь.
Так на Новодевичьем кладбище похоронен Владимир Маяковский, это была русская рулетка, которую он раскрутил во второй раз в жизни, в первый раз была осечка.
Маяковский был признанным поэтом революции, можно сказать ее символом, но в последние годы жизни, он побаивался карающего перста такой желанной советской власти.

Это был невероятно умный и красивый человек. Настолько умный, что мозг Маяковского извлекли для изучения. На характер Маяковского - взрывной, безудержный, не непримиримый, отчасти повлияла ранняя потеря отца. Он, будучи молодым, крепким, сильным, умер от заражения крови, уколовшись делопроиводственной скрепкой. Видимо, под влиянием этого события в будущем Владимир Маяковский создаст в своих произведениях стерильный мир.

Знали ли Вы, что Маяковский был художником и именно он принимал участие в создании широко известных постеров "Окон Роста" и не только своими рифмами, но и рисунками.

Личная жизнь поэта была очень сложной и запутанной. Владимир Маяковский всю жизнь любил Лилию Брик, которая была замужем. Это была женщина свободных нравов и убеждений, её независимый и немного отвязный характер проявился в раннем возрасте. В юности у неё случился роман с репетитором по музыке, случилась беременность. Родители настояли на прерывании. Когда юная Лилия Брик, заявила, что выходит замуж за Осипа Брика, они вздохнули с облегчением.

У супругов сложился уговор, что они не будут мешать свободе личности друг друга. Они даже жили какое то время втроем с Маяковским. Последний был абсолютным пластилином в ее руках. Однозначно, это была леди с потрясающей энергетикой, потому, что невероятно красивой ее не назовешь, не смотря на это, она была признанной музой советского Футуризма, принявшего обороты в те годы.

 Есть версия, что у Владимира Маяковского было двое детей. Не знаю, ничего о сыне, но о дочери Патриции Томпсон (в девичестве Джонс) смотрела передачу. Она родилась от внезапно вспыхнувшей связи Маяковского и русской эмигрантки - Элли Джонс, представленной Маяковскому в качестве переводчицы в Америке. В 2003 году дочь поэта приезжала в Россию. Во время посещения могилы отца, она по завету своей матери высыпала землю с ее могилы к могиле Маяковского, очень трогательная история.

На одной алее с Маяковским находится могила другого признанного революционного писателя Александра Фадеева, автора "Молодой гвардии" также добровольно ушедшего из жизни.
Так как, писатель был абсолютно состоявшимся во всех планах человеком, занимал серьезный пост, был почитаемым автором книг, состоял в браке с актрисой Ангелиной Степановой, своим поступком он абсолютно всех ошеломил.

Власть, находившаяся в замешательстве, пыталась выдать смерть его как следствие депрессии на фоне алкоголизма. Но депрессия приведшая, к такому концу носила совсем иной характер, о котором писатель сказал в своей предсмертной записке, которую рассекретили только 1990 году. "  Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. <…> Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей. — Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956".

Неподалеку от Фадеева нашел своё последнее пристанище другой обласканный властью писатель - Алексей Толстой, автор "Петра 1".
Очень интересным фактом его биографии оказалось, что будучи по рождению дворянином - потомком графа Николая Александровича Толстого, он был верен своим аристократическим привычкам и в советское время, которые приняли у него форму замашек. За что был прозван "Красным графом" русской литературы. Не смотря на сложную ситуацию, перелом власти, обрушение старого режима установление нового графу Толстому, не смотря на статус родового титулоносца, удалось подружиться с новой властью, стать другом Сталину и остаться при своих интересах. Дома у себя он держал прислугу, настаивал на том, чтобы обращались к нему - Его сиятельство. Позвонив ему домой, можно было услышать в ответ - "Его сиятельство на заседании месткома".
Вообще, очень забавно, но многие из наших знаменитых писателей и поэтов были не такими какими мы их воспринимали. Например, мега знаменитый автор всех воодушевляющих, патриотических, жизнерадостных стихов, положенных в основу знаменитых знаковых песен Советского времени - Василий Лебедев-Кумач, в жизни говорят был невероятно угрюм.
Помимо всего прочего, он не гнушался плагиатом. На данный момент известно о двух судебных разбирательства на опровержение авторства. Одно из них, в отношении песни "У самовара я и моя Маша"  Лебедевым-Кумачем проиграно.

Второе в отношении знаковой песни "Вставай, страна огромная" разбирательство ведется до сих пор. Дело в том, что песня была принесена Лебедевым-Кумачом композитору Александрову уже 23 июня на следующий день после начала войны. Истец, то есть его потомок утверждает, что изначально песня была написана еще во время первой мировой войны и в оригинале изначально звучало "....вставай на смертный бой, с тефтонской силой темною, с проклятою ордой". Замена слов с тефтонской на фашистскую ведь это не авторство.

Здесь на Новодевичьем кладбище похоронен и знаменитый Илья Ильф. Соавтор Евгения Петрова по "12 стульям" и "Золотому теленку".  Настоящая Петрова - Катаев. Он был братом  Валенитина Катаева автора "Сына полка" и т.д.

Идея 12 стульев изначально принадлежала именно Валентину, она была подкинута двум друзьям, а они уже так виртуозно ее отработали. Евгений Петров похоронен в Крыму, он погиб там во время войны в 1942 году. Существует мистическая история связанная с Петровым. Он любил коллекционировать открытки, посланные по несуществующему адресу, несуществующим адресатам. Письмо вдоволь набродившись. возвращалось к своему отправителю. Но однажды Петров получил ответ на такое письмо. В котором была его фотография вместе с незнакомым мужчиной и чуть ли не говорилось о дате его смерти.

Говоря о мистике не возможно не упомянуть о двух могилах Новодевичьего кладбища - это могила Николая Гоголя и Михаила Булгакова. Останки Гоголя были перезахоронены сюда с Даниловского монастыря, когда его территорию отдали под детскую колонию.
После перезахоронения по Москве поползли слухи о том, что он Гоголь был захоронен 1) без головы 2) живым - якобы с обратной стороны крышки гроба были следы ногтей и руки лежали вдоль тела. В отношении головы, есть версия, что она могла быть продана знаменитому коллекционеру Бахрушину. Но никаких доказательств или опровержений этому нет.

Так или иначе эта история дошла до Михаила Булгакова, который обыграл этот ход в своем знаменитом произведении "Мастер и Маргарита", голова Берлиоза также была украдена.
Булгаков считал себя последователем Гоголя, когда судьба была ужасно не милостива к нему, его жестоко травили, он сидел перед памятником Гоголя на Никитском бульваре и молил: "О, учитель, укрой меня своей свинцовой шинелью".

Этой молитве в иносказательном контексте суждено было исполниться. Когда после эксгумации тело Гоголя перезахоронили, ему поставили новый памятник от Советской власти. А старый камень с могилы, привезенный его друзьями Гоголя из Крыма был утерян ровно на 10 лет. Жена Булгакова Елена Сергеевна случайно обнаружила его в кладбищенской сторожке, он ей приглянулся и забрала его для могилы своего супруга. Елена Сергеевна не хотела типовой памятник, который в те времена ставили всем. Вот так молитве Булгакова суждено было сбыться. А еще есть версия, что останки Гоголя продолжают лежать на кладбище Данилова монастыря (ныне станция метро Тульская). Когда советской властью было дано распоряжение эксгумировать могилы значимых деятелей, была создана комиссия из 20 человек. В тот день извлечены останки 7 человек и последним был Гоголь, время шло к вечеру, было темно и останки так и не нашли.
Также на Новодевичьем много могил знаменитых и горячо любимых нами артистов, режиссеров, поэтов, музыкантов -  Шукшина, Тихонова, Вознесенского, Рязанова, Гурченко, Андрея Белова, Шаляпина невозможно даже перечислить здесь всех. 

Именно на этом кладбище я поняла, что камень - скульптура, как и картина, очень выразительный и красноречивый способ искусства, вызывает очень сильные эмоции.

Но окончить наше путешествие хотелось бы на веселой, насколько это возможно в контексте похода на кладбище, нотке. После путешествия в Тарусу, наша группа сразу из далека узнала памятник Белле Ахмадулиной, уменьшенная копия Тарусянского памятника, он стоит неподалеку от памятника Марине Цветаевой.
Оказывается Ахмадулина очень дружила с знаменитой актрисой Ией Саввиной. Помимо всего прочего озвучившей Пяточка в знаменитом мультфильме "Винни-Пух". Интонации Пяточка Ия заимствовала именно у Ахмадулиной, именно она обладала такой неповторимой манерой декламирования. Сама Белла Ахатовна с юмором говорила об этом эпизоде "Иечка подложила мне свинку")))).
Вот такой познавательный поход у нас получился. Кого он смутил, могу сказать, что любителями прогулок по кладбищу были Пушкин, Чехов и для таких любителей даже есть определение - тафофилы, а быть в компании таких людей вовсе не дурно))).

Все фото взяты из интернета.

Отнесу наш поход к Танюше в галерею "Аэропорт. Стою у трапа самолёта".

6 комментариев:

  1. Вероника, какое интересное путешествие :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, спасибо большое за интерес. Не смотря на весьма не однозначное место, было не реально интересно!

      Удалить
  2. Вероника, читала не отрываясь. вот это экскурсия! как же реальная жизнь писателей отличалась от того что нам говорили в школе. хорошо что теперь есть такие экскурсоводы, надо же как удачно вы провели время:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо дорогая, что поддержала мой пост. Знаешь, действительно откровение, что есть такие экскурсоводы. Самое, что примечательное, что это преподаватель Московского Университета. Есть стереотипное восприятие образованных, знающих людей, а тем более преподавателей эдакой "загневающей интеллигенцией" отнюдь - это представитель новой формации - образованный, активный, знающий себе цену специалист своего дела. С ним невероятно интересно везде и уровень и разнообразие знаний просто поражает.

      Удалить
  3. Вероника! Интересно было посмотреть могилы известных писателей и поэтов. Стихотворение Багрицкого "Смерть пионерки" мы в школе учили наизусть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо Вам большое за комментарий и интерес к моей статье. Видите, как меняются времена, замечательный поэт Багрицкий вычеркнут из школьной программы и стало быть из памяти вообще, совершенно незаслуженно. Боюсь, скоро не смогут сказать, кто такой Пушкин, а меж тем, это наше ВСЁ!
      Памятники есть разные, красивые и не очень, но экскурсия была очень интересной, у нас был замечательный экскурсовод. Кстати, он был недавно избран лучшим гидом Москвы, по голосованию телеканала Россия 24.

      Удалить