вторник, 23 июля 2019 г.

Портреты - как фундамент живописи. 92 дня лета - 3 часть. Творческие мандалы.

Не так давно в рамках, Лизиного проекта 92 дня лета, я рассказывала, что побывала на выставке Ильи Ефимовича Репина с экскурсией. Могу сказать честно, что в рамках того похода меня больше впечатлил рассказ о Репине и картинах, а сами картины выступали дополнением к рассказу.
Так быть по идее не должно, я это понимала. То ли мешало восприятию стадное перемещение по выставке, разглядывание полотен, через головы, то ли что-то еще. Было ощущение легкой неудовлетворенности. Я решила предпринять еще одну попытку поговорить с полотнами, тем более показать Репина совершенно необходимо и детям. И о чудо - химия произошла.

Нужно отдать должное организаторам выставок в Третьяковке. Они очень удачно устраивают разделы выставок и дают чёткие, ёмкие, подробные комментарии к сериям картин и отдельных полотен.

Я решила поделиться с Вами полученными знаниями в рамках этой выставки, а заодно подготовить отчёт по заданию Лизы создать МАНДАЛЫ из весьма необычных составляющих - портретов. Свои калейдоскопы я решила составить из работ гения, а заодно и рассказать о них. Дополнительные мандалы будут перекликаться с темой живописи, но будут носить прикладной характер))).

Коротко о гении Репина.
Мальчику Илюше в детстве довелось познакомиться с чудом рисования. Однажды в гости к Илье и его сестре Устье пришел в гости брат со своими акварельными красками. С помощью легких движений рук и акварели, мальчик демонстрировал как можно создать свежесрезанную дольку арбуза, например. Для впечатлительного Илюши это была просто магия. Он уговорил брата оставить ему волшебные краски. Больше он с ними не расставался. Маленьких Илья рисовал часами напролет до исступления, порой начинала идти носом кровь. Он научился контролировать и останавливать кровотечение, но увлечения своего не бросал. Когда маленький Илюша сильно заболел в детстве и случайно зашедшая соседка констатировала, что, по тому как у него заострился носик, можно судить, что ребенок скоро отправиться на небо, совсем не испугавшийся Илюша спросил у маменьки, а есть ли на небесах краски..?

Эта одержимость живописью также проявилась уже и в зрелом возрасте. Когда, врачи запретили Репину рисовать правой рукой, она у него почти не функционировала, он стал подвязывать ее к туловищу, а рисовать стал левой.

Перейду к моим мандалам-коллажам.
Приоритет портретного жанра в творчестве Репина был неопровержим. К какому бы сюжету он не обращался, во главе его творчества всегда оказывался человек. Художник погружался в анализ психологии отца и сына, сына и матери, палача и жертвы, священника и узника... Фундамент его живописи таился именно в жанре портрета, который стал своего рода лабораторией наблюдений человеческих типов.
В портрете актрисы П.А.Стрепетовой (1882) таится неэтикетная открытость, обнажающая сложную внутреннюю жизнь модели, страстность характера. 

Умные глаза, свободная поза С.И.Мамонтова (1880), владельца усадьбы Абрамцево, выдают неординарность его творческой натуры. 
В потрете Сурикова я увидела, благородность натуры, ум, творческий подход и не притворный интерес с тому, что его окружает - людям, событиям и т.д.

В портрете П.М.Третьякова (1883) Репин подчеркнул цельность натуры, отстраненность от прозы жизни, но в то же время в сложном рисунке руки и пальцев угадывается хваткость коллекционера, его предприимчивость.
Портрет М.П.Мусоргского (1881) - одно из высших живописных достижений художника. Внешняя неопрятность модели, болезненная отечность лица и краснота кожи, страдания и боль человека, находящегося между жизнь и смертью. В его спокойных голубых глазах соединяются надежда и трагизм, гениальность и смертельная болезнь.
 В феврале 1861 году Репин узнал о тяжелом состоянии композитора, с которым был давно знаком и чье творчество высоко ценил. В начале марта художник приехал из Санкт-Петербурга в Москву и за четыре сеанса в Николаевском военном госпитале написал портрет. 16 марта  1881 года Мусоргский скончался. Деньги, полученные от П.М.Третьякова, Репин пожетвовал на установку памятника композитору.

Не могу не отметить портрет Всеволода Гаршина, которого на выставке не было. Но история его создания очень перекликается с историей создания портрета Мусоргского. Дело в том, что Гаршин вскоре после написания портрета Репиным, добровольно ушел из жизни. Я где то читала, что Гаршин был участником русско-турецкой войны и будучи тяжело раненным долгое время пролежал в окружении своих погибших товарищей. Все эти обстоятельства усугубили наследственную душевную болезнь Гаршина. С портрета на нас смотрят совершенно невозможные глаза, сколько в них боли, тоски, разочарования и даже жалости. 
После написания портретов людей, которые спустя время по тем или иным причинам уходили из жизни, за Репиным закрепилась репутация - "мужчины с дурным глазом". Несмотря на то, что всё это, конечно, для суеверных, однако список этот увеличивался.

Могу сказать, что я была совершенно очарована портретом Корнея Чуковского. Для меня он навсегда останется именно таким каким его изобразил Репин - весёлым, добродушным непоседой, балагуром и шутником. Помню, что экскурсовод рассказывала нам, что у Репина с Чуковским была какая то весёлая перебранка во время позирования, но хоть убей не могу вспомнить эту шутку. Но я как будто присутсвую там, глядя на этот портрет и слышу эту шутку. Чуковский говорил, что в его жизни две радости - книги и дети. Я совершенно чётко ощущаю это, глядя на картину, представляю как он веселиться вместе с детьми.

Невозможно также пройти мимо Портрета Званцевой. Эта девушка была студенткой Репина, а кроме того, его музой и страстью. Но связать свою жизнь с Репиным она не решилась.  Правда это видно по её лицу?!?

В портрете Н,И.Пирогова (1881) Репина увлекла энергия и решительность хирурга и педагога,. В асимметрия лица и прищуренном взгляде читается хитрый и гордый нрав старика.

Особую группу составляют портреты членов семьи художника, написанные для себя в которых Репин много экспериментирует. В портрете-картине "Отдых" (1882) мимолетность мига, погруженности в дрему подчеркивается мастерски написанной рукой молодой женщины, которая вот вот соскользнет с подлокотника кресла.
Весело болтает ножками, сидя на высокой жердочке под палящим летним солнцем, дочь художника Вера в картине "Стрекоза" (1884). Хочет остаться незамеченным маленький сын Юра, притаившись в складках большого персидского ковра (1882).

В Париже Репин всем интересовался, жадно впитывал разнообразные впечатления, изучал старое европейское и современное искусство. Всё французское его увлекало блеском, легкостью, грацией. Не прошел он мимо импрессионистов, правда называл их реалистами, отметив их живописную смелость. За три года он создал целый ряд произведений, не забывая о запросах художественного рынка, не смотря на запрет академии он выставил некоторые работы в парижском салоне. 

Репин не боялся ставить живописные эксперименты, по своему откликаясь на различные потребности европейского и русского искусства. Во Франции он написал портрет старшей дочери Веры (1874). По его признанию в стилистике "А la Manet", связав таким образом свою живопись с искусством французских мастеров, портрет младшей дочери Нади (1876) - с оглядкой на искусство старых европейских мастеров 17 века. В этюде "Негретянка" (1875-1876) он проявил интерес к ориенталистким мотивам, отдав дань салонному искусству, в портрете И.С.Тургенева (1874) стремился удовлетворить условиям заказа П.М.Третьякова, избрав сложившийся "формат" портретов галереи выдающихся деятелей русской нации. 

Вернувшись в Россию, Репин отдал дань увлечению импрессионизмом в картине "На дерновой скамье" (1876), создав идиллистический пейзаж, пронизанный солнечными лучами , где так естественно себя чувствуют близкие родственники художника.
Еще одна серия, которая меня зацепила очень еще в первое посещение - Лев Толстой 1887-1909гг.

В 1880 году И.Е.Репин познакомился с Л.Н. Толстым, когда писатель впервые  побывал в его мастерской. Репин с восторгом писал, как он "видел воочию Льва Толстого, самого!". Художник признался. сто при встрече поялся разочарования - часто талант и человек в частной жизни не гармонируют, но "Лев Толстой другое - это цельный гениальный человек.. он был совершенно ясен и логичен". 

В 1885-1887 годах Репин и Толстой пережили схожие конфикты с цензурой и оба поддержали запрещенные произведения друг друга: Толсорй высоко оценил картину "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", а Репин выражал писателю свое нудоумение по поводу запрета публикации "Власть тьмы".

В портрете Л.Н.Толстого (1887) Репин показывает ту "мощь бессмертного духа, что сидит в нем". Он избирает точку зрения снизу, дующую эффект возвеличивания модели, свободную позу, акцентирует внимание на руке, поддерживающей страницы раскрытой книги, которая являться важной приметой "конкретного времени". Скупая сдержанная гамма строится на использовании всего двух цветов - серебристого и черного. Портрет производит впечатление цельности  личности Толстого и гармонии его бытия. Писатель остался доволен портретом: "Был Репин, написал хороший портрет. Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек и приближается к тому свету, куда все идет, и мы грешные".

Репин испытывал неизменное восхищение писателем. С момента знакомства ион находился под обаянием личности Толстого. Они многократно встречались, не раз Репин навещал Льва Николаевича в Хамовниках и в Ясной Поляне. Впоследствии он признавался, что его тянуло к писателю "по закону тяготения малых тел к большому". Не раз говорил он, что когда пишет Толстого, то честно фиксирует каждый момент жизни "грандиозной личности" человеческого духа, представляющий большую ценность не только для современников, но и для потомков. Так, Репин в том же 1887 году исполнил картины "Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне", позже - "Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу", "Лев Николаевич Толстой босой", "Толстой в розовом кресле", "Толстой на голоде, после смерти писателя - "Толстой по ту сторону жизни" (1912).







В 1890-е годы Репин выступил против отдельных положений учения Л.Н.Толстого, которого он уважал, ценил, а порой боготворил. Художник не мог согласиться с рядом тезисов писателя об искусстве, упрямо утверждая: "Красота есть".

Вот такие я попыталась создать живописные мандалы по заданию Лизы.
А теперь обещанные - прикладные.

Я всё никак не завершу свои броши, но они не виноваты в моей нерасторопности и пора их показать. Поэтому продолжаю тему портретных калейдоскопов - мандал. Все минитюры, которые я осилила по проекту Дивная Галерея от Дивной вишни.
Создам еще одну портретную мандалу из милейших мордочек схем Яны Горкальцевой.
Отправлю отчёт к Лизе и в Рукодельное кафе №127 к Танюше.
В посте использованы материалы полученные в Третьяковской Галерее (жирный шрифт и курсив).
До новых встреч.

18 комментариев:

  1. Привет Вероника!
    Еше один очень познавательный пост! У меня к Репину тоже свое отношение, я часто еще в молодости бывала в его усадьбе, в поселке Репино, бывший Куоккала. Когда Чуковский приезжал туда к Репину он называл усадьбу Чукоккала. Там он жил в гражданском браке, потомв начале войны поселок был почти полностью разрушен. Усадьба была построена по проекту самого Репина, красивая, позже восстановлена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, доброго Вам дня, да, именно так, Куоккала называлось это место, Чукоккало даже попало в одно из произведений Чуковского. Там Репин он жил со своей гражданской женой Нордман(Северововой) Натальей Борисовной - женщиной инновационных взглядов, вегетарианкой и активисткой женской эмансипации. Это место они трогательно называли "ПЕНАТЫ". Насколько мне известно, именно там Репин во время революции оказался в вынужденной эмиграции, но позже уже сознательно отказался оттуда возвращаться. Там и похоронен. Про восстановленный дом и музей я слышала. Спасибо Вам за визит и комментарий.

      Удалить
  2. Вероника, какой интересный пост. Мы с мужем вместе смотрели и угадывали кто изображен на портретах Репина. Но не всех угадали, хотя я ведь в художественной академии его творчество изучала.
    Красивые у тебя вышивки, так классно вместе смотрятся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, спасибо за интерес к моему посту. С портретами всё просто - описание к ним идут друг за другом сверху вниз, слева направо. Ради выполнения Лизиного задания (она сказала основой мандал может выступить всё, что угодно) я научилась делать коллажи ))), а ставить в них цифры пока не умею. Спасибо за похвалу моим вышивкам, мне тоже они нравятся, но если приглядеться не у всех миниатюр обработан край нужно что то придумать, бисер или что то другое не соображу пока.

      Удалить
  3. Очень интересно! Картинные миниатюры прекрасны, и дизайнеру и мастерице Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо большое, что зашли в гости приятно познакомиться!
      Авторам схем не перестаю рукоплескать, а я всего лишь скромный исполнитель.

      Удалить
  4. Вероника, спасибо тебе за ещё один познавательный пост! Прочла с большим интересом. Разглядывала портреты Толстого и вспоминала недавно прочитанную книгу "Две жизни", Толстой - это целая глыба, пласт, недаром Репин так увлёкся, изображая этого великого человека...
    Твои вышивки - чудесны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, спасибо большое за интерес. Если такие посты нравятся буду писать - на очереди Ахматова, Пастернак и др. Да, Толстой несомненный авторитет международной литературы. Но к его дару, при совокупились громадное трудолюбие и искренний интерес к жизни, вместе с проницательностью именно они, по моему мнению, составили залог его успеха. Репин по суди был таким же интересующимся и жадным до жизни человеком и совершенно правильно охарактеризовал свое притяжение к Толстому. Две жизни не читала, к сожалению, возьму на карандаш.
      Спасибо за то, что оценила мои вышивки, мне очень это приятно.

      Удалить
    2. Вероника, если интересно, прочти вот здесь - https://uzelochek.blogspot.com/2018/08/ я коротко писала об этой книге, думаю, описание тебя очень заинтригует...)

      Удалить
    3. Ага, Наташ, заглянула, прочитала, заинтригована, буду искать книжку и составлять о ней суждение.

      Удалить
  5. Мандала из мордочек такая позитивная! Я, как человек, который не умеет вышивать, всегда восхищаюсь теми. кто умеет. Здорово, и схемы действительно интересные, и воплощение чудесное. Про Репина интересно было почитать, кое - что знала, но многое впервые увидела - услышала, спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, спасибо за похвалу! Очень приятно! Вышивать крестиком очень просто, для меня проще на пластиковой канве, на ткани сложнее. Есть очень простые и красивые схемы главное желание. Репин, конечно, душка во всех отношениях. Рада, если Вы узнали что то новое для себя. Спасибо, что зашли в гости!

      Удалить
  6. Ответы
    1. Света, спасибо большое! Если ты про выполнение задания, ставка была сделана именно на необычный подход)).

      Удалить
  7. Вот здорово, как ты придумала с портретами, необычно) Спасибо за такой познавательный пост, чуть не расплакалась на моменте, где Репин спрашивает про краски на небесах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, спасибо тебе большое, за ободряющую обратную связь! Мне очень очень приятно! Да, очень трогательный момент, нам рассказывали на лекции про это, еще Репин сам описывал этот период детства в автобиографической книге "Далекое близкое".

      Удалить
  8. Познавательно и очень интересно! Калейдоскоп из мордашек - очень необычно! Красота!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо большое! Мордашки, правда, и в пир, и в мир и в добрые люди)))

      Удалить