Традиционно об истории возникновения и разновидностях узора. Информацию взяла вот здесь.
История возникновения
Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.
Разновидности росписи Северной Двины
Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.
Северная роспись – отличия от других
Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохлому, городецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.Пермогорская роспись
Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях. Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.
Ракульская роспись
В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.
Борецкая роспись
Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.
Пичужская роспись
Близка по эстетике своим «собратьям»: тот же белый фон и красная краска в основе. Отличительными чертами можно назвать особое внимание к ярко-зеленым листочкам и белым точкам-капелькам в выборе элементов. Отдельные изделия выделяются синим цветом, активным, композиционно важным.Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.
На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.
Символика и мотивы Северной росписи
Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;
птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;
ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;
трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).
Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.
Основные элементы
Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).
Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.
Покажу новый наперсток в Рукодельном кафе №140 в Блоге в каждой капле радуга.
Ярко и нарядно! Красивый наперсток получился!
ОтветитьУдалитьНаташ, спасибо большое!
УдалитьВероника, чудесная роспись, чудесная вышивка!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, моя дорогая, мне очень приятно!
УдалитьНе важно, как роспись называется (это специалисты пусть разбирают). Главное, что очень красиво! Наперстки обалденные! Вот бы их потом в рамку-экспозицию))
ОтветитьУдалитьСветик, спасибо, солнце. Я подумаю, что с ними сделать, пока нет идей, мамочка моя упорно называет их колокольчиками и предлагает приделать банты и повесить на ёлку)))
Удалитьрасивый наперсток! И про росписи очень интересно, не слышала раньше про такие.
ОтветитьУдалитьОля, спасибо большое, рада, если информация была полезной.
УдалитьОчень красивый напёрсток! Чудесная коллекция наперстков! Вероника, дорогая, поздравляю с пополнением твой чудо-коллекции!:)
ОтветитьУдалитьОксаночка, спасибо большое дорогая, да хотелось бы завершить полной коллекцией)))
УдалитьКрасивый.
ОтветитьУдалитьА ты видела новинки М.П.Студии ? Досочки с вышивкой.
Аленка, спасибо! Я видела от МП-студии чудесные фото-рамки и просто рамки под серии, а досточки нет, не видела, надо полюбопытствовать.
УдалитьВеликолепно! Коллекция пополняется!
ОтветитьУдалитьТанюша, спасибо большое!
УдалитьКрасота! Шикарная коллекция получается!
ОтветитьУдалитьДашут, спасибо большое!
УдалитьВ твоей чудесной коллеции стало на один прекрасный напёрсточек больше! Поздравляю, Вероника! Так держать! ;)
ОтветитьУдалитьОлечка, спасибо большое, да коллекции это прекрасно, главное не слететь с дистанции)))
УдалитьВероника, изумительная коллекция получается!!!
ОтветитьУдалитьНадюша, спасибо дорогая!
УдалитьВсем доброго времени! Вероника, чудесные наперстки!)) Участвовала в этом СП, но пришлось выйти - не успеваю... С радостью буду наблюдать за Вашими отшивами))
ОтветитьУдалитьДоброго времени суток, Юля! Рада визиту и знакомству! Да девчонки уходила, сейчас так много заманчивых проектов, очень сложно удержаться)))
УдалитьЕще один великолепный наперсточек! Коллекция получается шикарная!!!
ОтветитьУдалитьАнют, спасибо большое, мне приятно, что тебе нравиться)))
Удалить