вторник, 13 февраля 2018 г.

ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА ДЛЯ ГАЛЕРЕИ НЕОБЫКНОВЕННЫХ ЖЕНЩИН и КОМПЛЕКТ БРОШЕЙ ИЗ БИСЕРА.


Сегодня очень очень женский пост. Он посвящен двум замечательным проектам. Один проходит в блоге Елены называется "Галерея необыкновенных женщин" спешите участвовать до 8 марта.


Второй уже закончился у Наташи в "Рукодельном ассорти" марафон "Шьем броши из фетра". Именно он пробудил во мне дремлющее желание сделать броши из бисера - "Губки и помада".

Используя все свое красноречие попытаюсь рассказать почему я связала эти два проекта.

В детстве мне довольно часто приходилось любоваться репродукцией вот этой вот картины. 
Мама была и остается большим ценителем изобразительного искусства. Дома у нас было много, бывших когда то большой редкостью, альбомов с репродукциями. Читала я в детстве очень плохо, поэтому чаще рассматривала картинки.
Согласитесь веет от этой картины таким невероятным добром, теплом, уютом и любовью, которые может дарить только дом. Невероятно доверчивые, искренние и пронзительные злазёнки детишек запали мне в душу в очень юном возрасте и жили в ней всю мою жизнь.
Повзрослев, я узнала, что автор этой и многих других картин посвященных детям ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА - художница, родившаяся в 1884 году в творческой семье потомственных творческих людей - архитекторов, скульпторов и художников Бенуа-Лансере. Большая часть жизни художницы прошла в селе Нескучное, рядом с городом Харьков.

Иначе быть не могло Зинаида всех душой полюбила неповторимую красоту родной природы и самобытную русскую жизнь простых людей, которая впоследствии часто находила отражение в ее работах.
 С детства Зинаида пробовала себя в изобразительном искусстве. Её любимыми темами, само собой, стали природные пейзажи родного края, быт простого народа.  



А также, художница увлекалась ПОРТРЕТАМИ и АВТОПОРТРЕТАМИ. Именно благодаря одному из них к ней пришли признание и известность.

 Можно сказать, Зинаида Серебрякова создала первый прецедент СЭЛФИ и обходилась без айфона))). Её дядя Александр Бенуа писал о ней так: «Тема самая простая, и даже как-то нет темы. Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем и с гривой волос...»
Этот автопортрет "За туалетом" принес молодой художнице широкую известность.
Своими портретами и автопортретами она создала второй небывалый прецедент - женщина переходит из натуры и изобразительного объекта в творца. Ранее только мужчины художники увековечивали неповторимые женские образы для искусства.

Настолько легкой воздушной и беззаботной выглядит она на этой картине. С какой пытливой заинтересованностью стремится она разглядеть в себе перемены, рожденные взрослением и молодостью. Как игриво, любуясь собой, стремится угадать как сложится ее жизнь, кто станет ее возлюбленным, мужем, сколько будет детей, насколько будет счастливой ее жизнь. Разве можно в таком прекрасном возрасте, в такой прекрасной поре думать иначе о своем будущем, как только в позитивных тонах!?!
Надо заметить, что эта игривая легкость присуща большинству автопортретов юности художницы. Например она невероятно лучезарна в костюме арлекина.
Или задумчивая "Девушка со свечой" и невероятно искрящимися глазами.

Но жизнь, зачастую, бывает совсем не простой штукой. Не простой она была и у Зинаиды Серебряковой.
Замуж она вышла по любви на двоюродного брата Бориса Серебрякова, возможно, иной альтернативы у художницы просто не было. Выросла в сельской глуши брат Боря был с детства рядом, позже привязанность переросла в любовь. Этот выбор положил начало жизненным трудностям художницы. Столь близко-родному браку воспротивилось духовенство. Пара была обвенчана с 3 попытки со взяткой.

После свадьбы молодые уехали в Париж, этот период жизни каждый из них посвятил профессиональному росту. Она училась в студии, он слушал лекции по своей инженерной деятельности путей сообщения.

Позже Зинаида родила 4 детей. Им посвящен большой и очень трогательный пласт ее творчества.
Он была счастлива в браке, но к великому сожалению не долго.
Сначала муж по делам службы был откомандирован на другое место жительство. Проживание в фамильном имении Нескучном стало не безопасным, семья перебирается в Харьков, но без отца семейства, а с мамой художницы. Борис по прежнему служит. Начинается полуголодное существование семьи. Творческая деятельность Зинаиды не приносит хорошего достатка. Вскоре умер муж. Имение было сожжено и разграблено. Художница осталась одна с детьми на руках. По силам ей оказывала помощь только ее мама, но ситуация становилась все сложнее и сложнее год от года.
Хочу обратить Ваше внимание как жизненный опыт находит отражение в работах художницы. Одни и те же дети изображены с такой разной чувственностью на разных работах.
На этой с уютной теплотой устроенного быта и умиротворения. Все мазки положены, все блики на своих местах. От картины веет спокойствием от созерцания радостного бытия.
 А эта картина сложена из беспокойства, тревоги и трудностей. Казалось бы детки играют..! Но,   во что? Их лица напряженно сосредоточены, руки угрожающе занесены на строением, строением чего? Ни пирамидки, ни городков, а самой хрупкой из всех возможных конструкций - карточным домиком.
 Привычная игрушка кукла оставлена, пришло время для не детских занятий.
Художница вынуждена экономить на краске, переходя на тушь и карандаши.
Революция, неопределенность, разброд и шатания, кому-нибудь было до искусства?!?

Художница с семьей бежит сначала в Петроград, потом в Париж, где еще искать пропитания художественно одаренному человеку. Россия в ту пору была поглощена революцией. "Мы наш, мы новый мир, построим - кто был никем, тот станет всем" - вспоминаются слова. Как выжить в такой духовной мясорубке молодой художнице с четырьмя детьми и пристарелой матерью на руках?

 Очень долгие годы она разлучена с двумя своими детьми, которых за границу почему-то не выпустили.

Творчество Серебряковой, также, переживает не лучшие времена. Нет того признания, которое она получит уже после смерти. За время своего пребывания за границей, она смогла устроить лишь небольшое количество персональных выставок.

Более поздние автопортреты художники так же пронзительны как и ранние, но они больше тревожат душу, чем заставляют петь воодушевляясь воплощенным образом счастья.


Биографию художницы я затронула не глубоко, очень много есть информации, хотелось передать основное - жизненную силу.
Годы жизни великой художницы 1884—1967. Вернуться на Родину она уже не смогла.

Поводом к более детальному изучению творчества Зинаиды Серебряковой послужила ее выставка, прошедшая минувшим летом в Третьяковской Галерее.

Как хорошо получать всё в своё время!!!! И любовь и признание и стакан воды.

Возвращаясь к двум проектам и самому знаменитому автопортрету художницы, хочу сказать: ДОРОГИЕ ДЕВУШКИ, ЖЕНЩИНЫ ОТ ДУШИ ЖЕЛАЮ ВСЕМ НАМ, ЧТОБЫ МЫ НЕ ОТКЛАДЫВАЛИ ЖИЗНЬ НА ПОТОМ,  А НАСЛАЖДАЛИСЬ ЕЕ УЖЕ СЕЙЧАС, ЕЖЕЧАСНО, ЕЖЕСЕКУНДНО.

Давайте будем обряжать себя всевозможными украшениями (как то мои брошки, например), приносящими нам радость и удовольствие и наши глаза всегда горят огнем, радостью и счастьем как у этой неповторимой молодой особы на портрете!!!
А еще, девочки, хочу как руководство к действию привести слова другой удивительной женщины, о которой тоже хотелось бы написать - МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ:
"....Быть как стебель и быть как сталь
в жизни, где мы так мало можем...
- Шоколадом лечить печаль,
И смеяться в лицо прохожим!"
Наташа, спасибо, что побудила к созданию полюбившихся мне брошек. Я получила много приятных эмоций как от их создания, так и от их выгуливания. Создала еще одну пару и еще одна на подходе. На этот раз помада объемная.
Фото в сравнении с предыдущей парой она чуть меньше.

Елена, спасибо, что побудили поговорить о Великом! Примите, пожалуйста, мой пост об одной удивительной женщине - Зинаиде Серебряковой.
 Покажусь с новым комплектом в РУКОДЕЛЬНОМ КАФЕ №110, переехавшем к Танюше в блог "В каждой капле радуга".

До новых встреч!

8 комментариев:

  1. Вероника, спасибо за этот пост, что познакомила с Зинаидой. До этого я знала только одну ее картину перед зеркалом.
    Брошки чудесные! Такие прям девические! Смелые!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гуля, спасибо, что прокомментировала мой рассказ ))) Невероятно приятно получать обратную связь ))) Спасибо за похвалу моих брошек!

      Удалить
  2. Вероника, прекрасные брошки! Спасибо за Зинаиду Серебрякову, картины ее знаю, тоже наслаждалась (и наслаждаюсь) живыми горящими взглядами персонажей. Прекрасная художница!
    ПС: и вновь блоггер не доставляет информацию о твоих постах :(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женечка, спасибо за визит и отзыв. Она удивительная художница, жаль не могу передать словами всю гамму эмоций в ее адрес. В отношении Блогера уже не первый раз слышу об этом - мои посты не видны, не знаю, в чем причина. Очень жаль.

      Удалить
  3. Я с детства люблю эти картины, у моей бабушки был альбом с ее репродукциями. Мне было очень интересно читать. хотя все это я и знала уже. =) Тоже заинтересовалась Серебряковой еще в детстве.) А картина "За туалетом" неизменно мотивирует меня на хорошее настроение, и на то что в жизни нужно любить любое утро и не забывать про себя.))) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, спасибо за отзыв. Не зря говорят, дети впитывают все как губки, все из детства помнится, вызывая отголосок на протяжении всей жизни. Пусть молодая Зинаида призывает не одно поколение молодых девушек - не забывать о себе))

      Удалить
  4. Вероника, как здорово, что ты вернулась к брошечной теме и еще один комплект сделала. Прочитала, что третий комплект у тебя на подходе. Классно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, Наташ, я сама очень, очень рада! Меня пока очень завораживают броши. Именно губы и помада третий комплект сошел с конвейера и 4 начат. Есть и другие задумки, но пока только в проекте. Спасибо, что всколыхнула этот процесс)))

      Удалить