воскресенье, 1 апреля 2018 г.

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН - ГЕНИЙ, КОТОРОГО ПРЕСЛЕДОВАЛА "ФУРИЯ ВОЙНЫ" - 1 часть - война.

Доброго дня, дорогой читатель. Сегодня публикую пост о своем походе в Третьяковскую галерею на выставку Василия Васильевича Верещагина (1842-1904 гг) в рамках Светиного проекта - "Я поведу тебя в музей".
Ловлю себя на мысли, что если бы не проекты девочек, многое из того, что я делаю просто вымывалось из памяти, а публикация в блоге позволяет все это сохранить.
Мы готовились с Костей к походу, прочитали замечательную сказку из нашей любимой книжки "О чем расскажут старые картины - Сказки о художниках" от издательства Белый город, о мальчике Васе, которому в детстве злой ворон напророчил, что война будет преследовать его всю жизнь.
В книжке есть репродукции, небольшие описания к картинам, но все это не идет ни в какое сравнение с подлинниками картин.

Сказать, что выставка меня потрясла, не сказать ничего. Очень пронзительное впечатление. Сами за себя говорящие картины и очень емкие и содержательные описания к ним, сделанные организаторами выставки, большое спасибо им за это. Если честно, я не удержалась, чтобы не сфотографировать эти изумительные четкие и содержательные выдержки организаторов выставки, хоть съемка и не приветствовалась. Но популяризация искусства не может быть в запрете, я так считаю. Поэтому, я делала небольшие фото-зарисовочки, хочу поделится ими с Вами.

Василий Верещагин (1842-1904) был не только выдающимся художником, будучи невероятно активным человеком по жизни, он очень много путешествовал, активно интересовался обычаями и нравами других народов, делал много зарисовок как художественных, так и литературных. Помимо всего этого он был боевым офицером и прошел не одну военную кампанию, которые несомненно нашли отражение в его творчестве.

Импульсивная натура художника не знала кабинетного покоя, он стремился оказаться на передовой линии событий, жил и работал в состоянии непрерывного душевного напряжения. Мастер опасался потерять личную независимость, "того, что последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился.

Верещагин не входил в какое-либо художественное объединение, демонстративно не признавал званий, "считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Художник по всему миру устраивал персональные выставки, которые трогали сердца людей, тревожили, порой шокировали и даже возмущали (как, например, "Палестинская серия"). При этом его творчество часто критиковали, упрекали в отсутствии патриотизма. Но, не смотря, на всё это, художник считал себя русским человеком, оставляя за собой право писать картины с "не русскими сюжетами".

Проблемы войны, которым Верещагин уделяет такое большое внимание в своих работах, не потеряли актуальности и сейчас. Художник писал, что: "всю свою жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце", но "фурия войны" его преследовала и заставляла писать драматические сюжеты. Он стал первооткрывателем новых путей в батальном жанре, его называли "Львом Толстым в живописи", обладавшим тем же бесстрашием в поисках истины и "преувеличенным реализмом" в искусстве.

Выставка разделена на живописные серии (Туркестанская, Индийская, Балканская, Палестинская, Русская, Японская).

ТУРКЕСТАНСКАЯ СЕРИЯ 1867-1874гг.
В августе 1867 г Верещагин в качестве военного художника отправился в Среднюю Азию. Он был прикомандирован в чине прапорщика к туркестанскому генерал-губернатору К.П. фон Кауфману. Имея возможность беспрепятственного перемещения по всей территории Туркестана, художник по заданию военного министерства собирал подробные заметки о жизни местного населения. В 1867-1868 и 1869-1870 годах Верещагин совершил два путешествия в этот край, в ходе которых объехал территории Бухарского эмирата. Кокандского и Хивинского ханств, Семиреченскую область вплоть до границы с Китаем. Здесь он создал множество рисунков и и живописных этюдов с натуры, вел подробный путевой дневник, собирал этнографические и зоологические коллекции, проводил небольшие археологические раскопки.
Пестрота местного населения, его национальный колорит, а, также, красота горных и степных пейзажей, пластика восточной архитектуры - мавзолеев, медресе, минаретов, запечатленные в натурных работах Верещагина стали бесценным источником в изучении присоединенных к России территорий. Но главное, ради чего он поехал в Туркестан, это желание увидеть вблизи подлинную войну. Верещагину самому приходилось брать в руки винтовку и сражаться плечом к плечу с русскими солдатами. За проявленное в бою мужество, "в воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г.Самарканда, с 2 по 8 июня 1868 года" Верещагина наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Это была единственная награда, принятая художником за всю жизнь.
В 1871 году, вернувшись из Туркестана, Верещагин поселился в Мюнхене, где на основе этюдов и собранных коллекций продолжил работать над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя несколько десятков картин, множество этюдов и более ста рисунков. Она экспонировалась на персональной выставке художника в Лондоне в 1973 году, на следующий год - в Санкт-Петербурге и Москве. Эта серия демонстрировала новые успехи русской школы и удивляла техникой исполнения и новаторской интерпретаций сюжетов и вызвала большой интерес западного художественного мира. "Страшные картины настоящей войны", как писали петербургские газеты, "Дышащие правдой сюжеты" выходили за рамки официальной баталистики и представляли войну не "как букет сплошной славы и радости", а как общую трагедию и победителей, и побежденных.
Судьба Туркестанской серии решалась сложно. Верещагин мечтал непременно оставить всю серию в России, сохранить ее неделимой. После отказа императора приобрести серию, на это решился П.М.Третьяков. Долгие переговоры с художником закончились обещанием коллекционера сохранить Туркестанскую серию "всю без раздробления, поместить ее в Москве, в отдельной галерее,удобно устроенной (с верхним освещением),на большой улице и постоянно открытой для публики", а в дальнейшем передать в дар городу. Третьякову с финансовой помощью младшего брата удалось выкупить серию за 92 тысячи рублей серебром. В 1881 году, после пристройки новых залов, картины наконец, обрели "родной дом" в галерее П.М. Третьякова.

В этой серии меня больше всего потрясли эти картины.

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРОФЕИ. (Размер картины очень большой. Ощущение полного присутствия. Палящее солнце и отрубленные головы, чудовищная несуразица жизни.)
Этот сюжет относится к периоду установления протектората Российской империи над Бухарским эмиратом. Кровопролитные военные действия начались в 1868 после объявления священной войны - газават эмиром Музаффаром и продолжались несколько месяцев. Среднеазиатские воины отличались варварской жестокостью по отношению к убитым противникам, тела которых обезглавливали, затем насаживали головы на шесты или складывали из них пирамиды у крепостных стен. Художник изобразил внутренний двор дворца эмира в Самарканде. Головы русских солдат осматривают сановники в богатых шелковых халатах и белых чалмах, надетых в честь победы. Дворец представлял собой прямоугольное двухэтажное сооружение, украшенное резьбой по дереву и алебастру и росписью, с обширным внутренним двором, на который выходила крытая веранда. Внутренний двор был центром дворцовой жизни. Здесь прогуливались жены и наложницы хана, играли наследники престола, устраивались семейные торжества, принимались ханские и военачальники.

ДВЕРИ ТИМУРА. (Почти всю Туркестанскую серию можно выделить особой тщательностью прорисовки деталей, в отличии, например от Японской. Невероятная реалистичность дверей и всего изображенного на картине. Размер картины большой
Образ массивных деревянных дверей как символа закрытого от европейцев восточного мира, надежного охраняемого стражниками, является главным "героем" полотна. Великий эмир Тимур, основатель огромной империи Тимуридов, дальновидный правитель, могущественный завоеватель, жестокий каратель, не изображен на картине, но без упоминания его имени нам не откроется до конца смысл сюжета. Лучшими по художественным достоинствам считались двери, изготовленные при Тимуре и Тимуридах для строений Самарканда, Бухары, Туркестана и Шахрисабза. Узор дверей на картине похож на орнамент дверей дворца бухарских эмиров Кук-Тош, правивших Самаркандом после изгнания Тимуридов.

БАЛКАНСКАЯ СЕРИЯ 1877-1881гг.
Русско-турецкая война за освобождение балканских народов от османского владычества застала Верещагина недалеко от Парижа, где он трудился над Индийской серией в своей мастерской в Мезон-Лафит. Художник подал прошение о причислении его к штабу русских войск еще осенью 1876 года, а после начала войны в апреле 1877-го уехал на фронт, где находился вплоть до окончания военных действий. На вопросы, ради чего он рискует жизнью, по собственному желанию участвуя в сражениях, художник отвечал: "... выполнить цель, которою я задался, - дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать - участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... нужно не бояться жертвовать своей кровью... Иначе картины будут "не то"".
В июне 1877 года вместе с экипажем миноносца "Шутка" Верещагин участвовал в атаке на турецкий пароход-фрегат, во время которой получил серьезное ранение. Выздоровление в бухарестском госпитале было долгим, но закончилось благополучно, и уже в конце лета художник вернулся в действующую армию. Добравшись до ставки великого князя Николая Николаевича (старшего), флигель-адьютантом которого он состоял, Верещагин принял участие в третьем штурме Плевны. Крепость была укреплена турками, две попытки взять ее малыми силами оказались неудачными. Штурм, назначенный на 30 августа в честь тезоименитства Александра II, стоил русским войскам тяжелых потерь и завершился бесславным поражением. Художник был потрясен увиденным и пережитым в трагические дни "третьей Плевны", но душевная рана стала еще глубже, когда он узнал, что во время штурма погиб его младший брат Сергей, а брат Александр ранен. В конце войны Верещагин отказался от награждения "золотой шпагой". он объяснил, что "слишком много видел в те дни и перечувствовал", чтобы достойно принять высокую награду как свидетельство своей личной заслуги.
После взятия Плевны Верещагин совершил в колонне М.Д.Скобелева зимний переход через Балканы и участвовал в решающем бою за Шипку у деревни Шейново. Многим запомнился колоритный образ художника, ходившего в казацкой большой папахе, короткой румынской шубе на длинном белом бараньем меху, с Георгиевскми крестом и шашкой через плечо. На фронте он не расставался с походным альбомом, куда заносил живые впечателния о войне. На крошечных деревянных дощечкахВерещагину удавалось красками фиксировать места сражений, солдатские окопы, брошенные орудия, братские могилы, убитых бойцов, замерзших пленных. Вернувшись в парижскую мастерскую, Верещагин написал около 30 полотен Балканской серии, серди которых нет ни одной "мирной" жанровой сцены.  На Балканах наряду с Верещагиным работали многие отечественные художники: ВюД.Поленов, А.Д. Кившенко, А.П.Боголюбов, Н.Н. Каразин и т.д., но именно полотна Балканской серии Верещагина стали самым ярким и глубоким свидетельством событий этой войны.
В поисках покупателя Балканской серии Верещагин пытался вести переговоры с представителями царской семьи и коллекционерами. В письме к Стасову он признавался, что не может отдать "за полцены" работу, "стоящую... такого громадного труда и усилий, талантом, деньгами и в особенности здоровьем", стараясь при этом поставить "условия неразрониваемости на веки веков". Великие князья высказывали сомнение, найдут ли понимание подобные "непатриотические" картины в России, и не спешили приобретать серию. В течение нескольких лет П.М.Третьяков смог приобрести несколько масштабных картин художника.

"ПОБЕЖДЕННЫЕ. ПАНИХИДА".
«Я ездил в Телиш, чтобы взглянуть на то место, где пали наши егеря. Отклонившись от шоссе влево, я выехал на ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая, и на темном фоне туч две фигуры, ярко вырисовывавшиеся, привлекали мое внимание: то были священник и причетник из солдат, совершавшие... панихиду. Только подойдя совсем близко, я разобрал, по ком совершалась панихида: в траве виднелось несколько голов наших солдат, очевидно отрезанных турками; (...) батюшка и причетник обратили мое внимание на множество маленьких бугорков, разбросанных кругом нас; (...) Видно было, что тела были почти наскоро забросаны землей, только чтобы скрыть следы» - пишет о картины художник. (Описание взято с официального блога Третьяковской галереии.)

Балканская серия, если честно, просто "бьёт на отмаш". Очень сложно представить сколько душевный сил затратил художник, на кто, чтобы пережить, переосмыслить и выразить всё это.


Особое место на выставке уделено двум картинам из триптиха "Трилогия казней" и триптих из исторического цикла " 1812 год".

ТРИЛОГИЯ КАЗНЕЙ. 1884-1887гг.
В этот цикл входят три живописные работы, вде из которых - "Распятие на кресте у римлян"  и "Казнь заговорщиков в России"  представлены на выставке. Местонахождение третьей картины - "Подавление индийского восстания англичанами" - остается неизвестными.  Три полотна объединяет тема смертной казни. Английские пушки, римский крест и виселица российского самодержавия воспринимались как выразительные символы позорного явления, существующего в государствах всего мира.

"КАЗНЬ ЗАГОВОРЩИКОВ В РОССИИ".
 "РАСПЯТИЕ НА КРЕСТЕ У РИМЛЯН".
"ПОДАВЛЕНИЕ ИНДИЙСКОГО ВОССТАНИЯ АНГЛИЧАНАМИ".

(Последнее изображение взято из интернета, так как, на выставке ее не было, о местонахождении картины ничего не известно. Как она выглядит не ясно.)

"В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди увивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность.. и это совершается даже в христианских странах во имя того, сье учение было основано на мире и любви. Факты эти, которые мне приходилось наблюдать во многих случаях, произвели сильное впечатление на мою душу, обдумав тщательно этот сюжет, я написал несколько картин войны и казней. Я взялся за разработку тих сюжетов далеко не в сентиментальном духе, так как мне самому случалось убивать в различных войнах не мало бедных своих ближний... но вид этих груд человеческих существ, зарезанных, застреленных, обезглавленных, повешенных на моих глазах по всей области, простирающейся от границ Китая до Болгарии, неминуемо должен был оказать живое влияние на художественную строну замысла" - пишет художник.

Но триптих, посвященный походу Наполена в 1812 года в Россию, больше всего запал мне в сердце. Вся красота и могущество русской самобытности, начиная с крепости человеческого духа, заканчивая самой природой, так пронзительно отражено в этой серии.

СЕРИЯ "1812 ГОД". 1887-1900.
Верещагин решил обратиться в воссозданию сцен борьбы русского народа с французскими завоевателями 1812 года. Художник писал с натуры места сражений, в том числе Бородинское поле, интерьеры сельских церквей и домов, зимнюю русскую природу. Следуя принципам историческйо реконструкции, он с особой тщательностью выбирал сюжеты, изучая литературу о наполеоновском нашествии на русском, английском и французсом языках.  Наиболее ценными стали мемуары свидетелей и участников кампании 1812 года, которе давали живое представление о образе Наполеона и раскрывали истинную трагедию Отечественной войны. В 1895 году вышла в свет книга самого Верещагина.

Эту книгу,  дорогие современники, можно прочитать в приложении MyBook для бесплатного чтения под обобщенным названием "Наполеон I в России"
. Помимо очень содержательного описания исторических событий, в этой книге Вы найдете сюжетное описание к замечательным картинам этого триптиха - "Не замай! - Дай подойти", "С оружием в руках - расстрелять", "В штыки! Ура! Ура!".


 "НЕ ЗАМАЙ! - ДАЙ ПОДОЙТИ".
 " Семён Архипович был старостой в одной из деревень Смоленской губернии, Красниского уезда; деревня эта находилась верстах в 40 от большой Смоленской дороги..
Скоро, однако, с разных сторон стали приходить сведения о том, что французы истребляют все, что попадется под руку: останавливаются среди полей, мнут и уничтожают жатву, а над жителями совершают неслыханные злодейства ..
Семён Архипович собрал мир, и в присутствии батюшки было решено осведомится у начальства, не будет ли ответа за убийство супостатов; коли нет - так собраться отрядом и промышлять против врага, сколько Бог поможет...
Быстро составился отряд партизан-крестьян, и начальство над ними было вверено старосте Семёну..
Партизаны были вооружены не одинаково: имели флинты начала прошлого столетия и хорошие французские ружья, взятые от убитых и пленных; у многих были тесаки и вся амуниция, отнятая у французов, у других только пики или палки с прибитыми к ним косами. Нередко с партией ходил сам старый батюшка, когда в подряснике, а когда, при морозах, в полушубке и всегда с крестом в руках, что придавало народу смелость и уверенность.." - дает описание к картине сам художник в выше упомянутой книге.

"С ОРУЖИЕМ В РУКАХ?!? - РАССТРЕЛЯТЬ!"
 "Видит Семён Архипович, что гнавшие их солдаты остановились перед кучкою каких-то людей, чисто одетых, закутанных в меха, должно быть. начальников, стоявших в стороне от дороги, крутом костра: греются и о чем-то разговаривают. Впереди, широко расставивши ноги, в зеленом бархатном кафтане на соболях стоял невысокого роста толстый человек со звездой на груди, видимо, чем-то недовольный. "Уже не он ли?" - мелькнуло в голове старосты.  "Смотри ты какой, на ногте можно пришибить, а какой прыткий, да и сердитый же, братцы вы мои - туча тучей".
Маленький человек повернул к гусару свое невеселое, усталое лицо и только спросил: "(С оружием в руках?). "(Все с оружием в руках)" - ответил гусар. "(Расстрелять)" - хладнокровно произнес пузатый человечек и стал опять разговаривать с господами в шубах. "Он самый и есть!" -  мелькнуло в мыслях у Семёна Архиповича...." - поясняет в своей книге Верещагин сюжет этой картины.

"В ШТЫКИ! УРА! УРА!".
"Милорадовичу приказали идти на Красненскую дорогу и стараться отрезать неприятелю отступление к городу. Ему приказано было, впрочем, не доводить французов до отчаяния, давать им отступать и только беспокоить возможно больше с флангов и тыла...
3 ноября в 4 часа пополудни Милорадович приблизился к столбовой дороге и увидел французскую гвардию, ведомую Наполеоном, для которого появление русских было неожиданностью, так как он не предполагал возможности быть предупрежденным, думал, что его преследуют только казаки..
Гренадеры, выйдя из зарывавшего их леса, ружья наперевес, с криком "ура!", насилу вытаскивая ноги из глубокого снега, так стремительно ударили неприятеля, что большая колонна его положила перед ними оружие; остальные или сдались, или рассеялись и бросились на проселки, чему помогла наступившая темнота..." -  пишет художник.

Согласно новому правилу обозначать возрастной ценз культ-просвет-мероприятий выставка имеет +14, об этом я узнала уже практически закончив осмотр.  Да, многие полотна ужасающе реалистично отражают чудовищную неприглядность войны, но лично мое мнение это не повод не давать ребенку прикоснутся к творчеству величайшего из художников - Василия Васильевича Верещагина.
В посте использовались материалы выставки Третьяковской галереи и репродукции картин взятые из интернета.

9 комментариев:

  1. Великий художник! Желаю всем нам Мира и добра!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, от всей души согласна! Дай Бог, чтобы никогда не было войны!

      Удалить
  2. Вероника, какой потрясающий пост! как будто и я побывала в галерее, спасибо за рассказ. в нашем городе до революции была очень известная семья Верещагиных (только однофамильцы)
    картины потрясающие, а вот та где куча с отрубленными головами в пустыне - есть копия в нашем худ.музее.
    вообще тема войны не так популярна как природа или портреты, но я абсолютно согласна что дети должны посещать такие выставки.
    кстати то что он писал картины не под заказ, роднит его с нашим земляком Суриковым. сначала писались картины от души, а потом уже искали кому продать.
    с удовольствием прочитала про жизнь Верещагина и опять удивляюсь какими разносторонними людьми были в те времена люди - и художник и боец и археолог.
    я была занята на работе (проверяли нас проверяющие) так что не сразу увидела твое сообщение, прости пжл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет я была в таком потрясении после выставки, очень долго не могла придти в себя. Меня как будто накрыло личностью Верещагина. Очень хотелось поделится этой ценной информацией, спасибо организаторам выставки, сколько информации нужно было переработать... После я взахлеб прочитала его книгу о войне 1812 года, посмотрела фильм о его жизни и до сих пор ищу информацию о нем, очень хочется почитать его мемуары. Пока не нашла их.

      Удалить
  3. а да, еще добавлю: книги издательства белый город мне тоже очень нравились, просто отличная энциклопедия для ребят.
    и про картины бухарские - вот кажется сколько мелких деталей так четко написать! как будто на фото смотришь, потрясающе! я запала на ворота:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Свет, ты абсолютно справедливо запала на ворота. Ни одно фото не в состоянии передать всей натуральности картины. Особенно эта металлическая вставка и фактура дерева это просто нечто. Еще интересная история про ворота (мне рассказала коллега - она ходила с экскурсией на выставку). За воротами в Самарканде хранится прах завоевателя Тамерлана (Тимура). Могущий завоеватель наказал, что того, кто потревожит его покой после смерти ждет кровопролитная война. Дурное пророчество сбылось для нашей страны. 21 июня 1941 гробница была вскрыта нашими учеными. 22 июня началась война. После того, как было принято решение запечатать гробницу в 1942 году наступил переломный момент в войне и она была нами выиграна.

      Удалить
  4. Вероника, прочитала с большим интересом, спасибо!
    В Русском музее тоже много картин Верещагина, одну помню с детства "Скобелев под Шипкой." И "Двери Тимура" тоже помню. Отличный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, спасибо Вам, что зашли в гости и выразили своё мнение. Про двери Тимура, конечно, говорить можно очень долго они невероятны по своей реалистичности. А эту замечательную картину "Скобелев под Шипкой" я помню она была на выставке тоже. Победа в этом сражении была настолько призрачной, но все равно была одержана и генерал Скобелев лично проскакал перед строем благодаря от души каждого солдата.

      Удалить
  5. Очень интересно было узнать столько подробностей, картины и правда с такой историей, представляю как пронзительно их рассматривать, спасибо что поделилась.

    ОтветитьУдалить