суббота, 14 апреля 2018 г.

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН - "НЕ ВОЙНА" - 2 часть.

Продолжаю публикацию постов о культурных мероприятиях в рамках Светиного проекта "Я поведу тебя в музей".
Я уже писала о нашем посещении замечательной выставки великого художника Василия Васильевича Верещагина. Многим он известен как автор картины "Апофеоз войны"

Да, тема войны в творчестве художника занимает особое место. Но будучи невероятно интересующейся натурой Верещагин много путешествовал и благодаря этому мы можем любоваться его совсем иными произведениями.

Именно о них и пойдет речь.
Верещагина часто упрекали в том, что он не патриот, но художника отличала особенность не заказного творчества. Пришло время и огромный пласт своего вдохновения он посвятил и родной земле.

РУССКАЯ СЕРИЯ 1888-1894
После долгих лет проживания в Европе Верещагин приехал в Россию в декабре 1887 года. Вскоре он отправился в путешествие по русским городам, во время которого посетил Ростов, Кострому, Ярославль, Макарьев. Художник писал архитектурные этюды, собирал предметы народного искусства, публиковал очерки в защиту памятников древнерусского деревянного зодчества и монументальной живописи,. В письме П.М. Тетьякову от 2 февраля 1888 года Верещагин сообщал: "Если не заболею воспалением легких, работая на воздухе, то будет счастье. Зима на славу, только немцев морить, а не этюды писать". С особым вниманием он изучал коллекцию древнерусского искусства музея Ростовского кремля, тесно общался с основателем музея, ученым-исследователем И.А.Шляковым.

Глубоко увлеченный миром национальной старины, Верещагин создал проект фасада Верхних торговых рядов на Красной площади, написал послание к москвичам, призывая изучать старинные русские традиции. Летом 1891 года он по собственному проекту построил дом-мастерскую в русском стиле на окраине Москвы, за Серпуховской заставой недалеко от деревни Нижние Котлы. В 1897-1894 года художник совершил поездку по родным вологодским местам и их окрестностям; летом 1894-го вместе с семьей отправился в плавание на небольшой барке по Северной Двине. Результатом поездки стали живописные и графические произведения, включенные в Русскую серию, а также книга "На Северной Двине. По деревянным церквам", вышедшая в Москве в 1895 году.
"РЕЗНОЙ СТОЛБ В ТРАПЕЗНОЙ ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ ПИЧУГИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ".

 "ПАПЕРТЬ ЦЕРКВИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ТОЛЧКОВЕ"
 ПАЛЕСТИНСКАЯ СЕРИЯ 1883-1885
В декабре 1883 года Верещагин предпринял путешествие на Ближний Восток. Поездка по святым местам побудила художника погрузится в изучение Ветхого и Нового Заветов и вдохновила на создание картин Апестинской серии. В путешествии он, как обычно, писал многочисленные этюды с натуры, а в мастерской в пригороде Парижа создавал крупные произведения. Верещагин читал получившую в те годы известность книгу "Жизнь Иисуса". Э.Ренана, французского историка христианства. Под влиянием писателя художник, как и многие его современники - И.Н.Крамской, В.Д. Поленов, Н.Н.Ге, - пытался показать человеческую природу Христа, отодвигая на второй план его божественную сущность. Верещагин создал ряд картин, прибегнув к неканонической трактовке евангельских сюжетов с акцентом на нравственной стороне и повествовательности. "Святое семейство", "Воскресение Христово", "Иисус и Иоанн Креститель на Иорадане", "Христос на Тивериадском озере". Произведения этого цикла были подвернуты церковной цензуре в Европе и никогда не выставлялись в России. Экспонирование картин сопровождались скандалом на выставке художника в Вене в 1885 году, где религиозный фанатик облил их купоросной жидкостью сильно повредив живописный слой и рамы. Художник, искренне убежденный в своем верном понимании Евангелия, желал "написать Священную историю в земной правде": "Разве я коснулся неуважительно христианских догматов нравственности? Нет, я ставлю их очень высоко. Разве я нападаю на идею христианства или на ее Основателя? Нет, я питаю к ним величайшее уважение. Разве я пытался умалить значение креста? Нет, это было бы полнейшей невозможностью". Верещагин не переносил ханжества, "показной, притворной набожности", не считал христианами тех, кто убивал себе подобных и так формулировал свою позицию" "Христа уважаю, но правилам его мало следую".

"СТЕНА СОЛОМОНА".


ЯПОНСКАЯ СЕРИЯ 1903-1904 гг.
 Верещагин не раз планировал посетить Японию и только в конце жизни смог познакомиться с этой страной. Художник успел побывать в Японии. Посетив Токио, Киото, Никко, осенью 1903 года он написал большинство этюдов этой серии. В феврале 1904-го Верещагин отправился на Дальний Восток, чтобы принять участие в Русско-японской войне (1904-1905).
Японская тема в творчестве Верещагина занимает особое место. Я не только потому, что это последняя незавершенная страница его биографии. Именно поездка в страну Восходящего солнца, погружение ее многовековую культуру существенно изменили язык его искусства. Картины Японской серии полны поэзии и тонкого очарования, медитативной содержательности и недосказанности. Их стилевая природа обнаруживает тяготение одновременно и к импрессионизму, и к символизму. Около двух десятков этюдов серии посвящены традиционным сюжетам из мирной жизни японцев. Художник намеревался запечатлеть сцены разгоревшегося пламени нового военного конфликта. Однако Верещагин не успел написать в Японии ни одной батальной картины. Он погиб при взрыве флагманского корабля "Петропавловск" в Порт-Артуре 31 марта (13 апреля) 1904 года.

НА ПРОГУЛКЕ.

 ВХОД В ХРАМ КИОТО.

БУДДИЙСКИЙ ХРАМ В ТОКИО.
 Даже не специалисту разительно заметно, что японская серия немного иная. Она более эмпрессионисткая, романтично размытая, меланхолично мечтательная. 

ИНДИЙСКАЯ СЕРИЯ 1874-1876, 1882-1883гг.
В ареле 1874 года Верещагин уехал в путешествие по Индии.Художник готовился к поездке, изучил литературу о природе, обычаях и законах этой страны, проштудировал атласы и и составил маршрут. Верещагин захватил с собой множество мелких предметов в русском стиле, которые впоследствии обменял на индийские ткани, культовую одежду лам, амулеты, и собрал таким образом большую этнографическую коллекцию. Художника сопровождала супруга Элизабет Мария (урожденная Фишер), молодая хрупкая женщина родом из Германии, которую в России именовали Елизаветой Кондратьевной. По возвращении в Мюнхен она написала об экстремальном путешествии увлекательные очерки, вышедшие отдельным изданием и проиллюстрированные гравюрами с произведений мужа.

Супруги путешествовали два года, посетили крупные города _ Бомбей, Агру, Дели, Джайпур, предприняли нелегкую трехмесячную поездку в Восточные Гималаи и в горное княжество Сикким, добрались до храмовых комплексов Эллоры и Аджанты, даже побывали в пограничных с Тибетом областях - Кашмире и Дадакхе. Жи вые и яркие впечатления от путешествия, любопытные подробности из жизни индийцев, их культуры, самобытных нравах и религиозных убеждениях нашли отражение в многочисленных этюдах художника. Из рассказов Елизаветы Кондратьевны мы узнаем, что художник подвергался нападению диких обезьян, тонул в реке, срывался с горного обрыва, переболел тяжелой формой тропической малярии. Английские колониальные власти относились к нему с подозрением, считая его русским шпионом.

 В январе 1875 года Верещагин с риском для жизни поднимались на гору Канченджанга (Канчичинга), где едва не замерзли покинутые проводниками. Верещагины посетили монастыри и культовые постройки индийцев, присутствовали при религиозных празднествах, побывали в гостях у короля Киккима и стали свидетелями визита принца Уэльского в Индию.
Покоренный яркой культурой этой страны, художник написал около 150 этюдов небольшого размера, завершенных по композиции и образному строю. Именно в Индийской серии в полной мере проявилось колористическое мастерство Верещагина: каждый мазок красочного слоя сияет, будто пропитанные ярким светом. На фоне сочного василькового цвета неба художник изображал древние архитектурные памятники: старинные мечети, буддийские храмы, скальные монастыри, открытые аркады на набережных и каменные гробницы.
Впервые Индийская серия (171 произведение) экспонировалась на выставке 1879 года в Лондоне в музее Саут Кнсингтон (ныне Музей Виктории и Альберта). В 1880 году 139 картин и этюдов демонстрировались на выставке в Санкт-Петербуге, которая закончилась аукционом. Наибольшее количество - 78 этюдов - купил П.М.Третьяков. Весь этюдный материал,отображающий традиции, верования, культур, включая бытовые сцены индийской жизни, а также пейзажи и национальные типы. Верещагин условно объединил в "Короткую поэму". Также была задумана "Длинная поэма" - цикл из двух-трех десятков монументальных картин, отображающих историю покорения Индии англичанами. Для этой трудновыполнимой задачи Верещагину пришлось еще раз посетить Индию в 1882-1883 годах. Из "Длинной поэмы" было создано всего два полотна - "Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году" и "Великий Могол в своей мечети в Дели".

ДВА ФАКИРА.
Факирами часто называли нищих индийских странников независимо от того, какую религию они исповедовали.

 МАВЗОЛЕЙ ТАДЖ-МАХАЛ В АГРЕ.

Тадж-Махал - выдающийся памятник индийской архитектуры XVII века, соединивший элементы персидского, арабского и индийского архитектурных стилей. Этот величественный дворец-мавзолей стал символом любви великого могола Шах-Джахана к одной из своих жен - Мумтаз-Махал, скончавшейся во время родов. В нем был захоронен прах Мумтаз. Когда скончался сам Шах-Джахан, свергнутый с престола собственным сыном, его также похоронили в Тадж-Махале.

Тадж-Махал возведен на берегу реки Джамна, к нему примыкают четыре минарета и сад. Белый мрамор здания меняет оттенки в зависимости от времени суток. Архитектурный комплекс напоминает огромный плывущий корабль, отражающийся в водной глади, как в зеркале. Над воротами надпись - фрагмент из суры Корана: "Войди в мой рай!". Верщагина восхищала архитектура этой постройки, он писал виды Тадж-Махала неоднократно.

МОТИ МАСДЖИД.
Этюд написан в Агре на территории Красного форта, который служил резиденцией могольских императоров. Построенная при Шах-Джахане - внуке Акбара Великого - мечеть Моти Масджид поражала путешественников совершенством пропорций и продуманностью архитектурного декора. Сияние залитых солнцем куполов напоминало переливчатый отблеск жемчуга.

МОЛИТВЕННАЯ МЕЛЬНИЦА.
Молитвенный барабан необходим буддистам для медитации и чтения мантр, духовного благословения и благополучия, накопления мудрости и обретения гармонии. Священный предмет помещен в глубокую нишу у входа в буддийский храм. На стенах заметны полустертые изображения локапал - богов-хранителей сторон света. В темном углу медитирует монах. Ритуальные барабаны имеют форму цилиндра, который вращается вокруг оси. Внутри цилиндра помещены свитки из тончайшей бумаги с многократно повторяющимися священными мантрами; их крупные декоративные слоги часто украшают наружную часть барабанов. 

У буддистов существует убеждение, что вращение барабаны по часовой стрелке пробуждает энергию многочисленных мантр, находящихся внутри него. Верещагин пишет в своих очерках-воспоминаниях об "огромных молитвенных машинах" из тибетских храмов, которые почти постоянно вращаются "или самими ламами, или добровольцами из богомольцев с неизбежным, нараспев произносимым приговором: "Ом мани падми хум!"

Так давайте и мы будем чаще произносить молитвы - мантры: о мире во всем мире, о радости дружбы и любви, о том, чтобы добро победило зло!

В посте использованы материалы, полученные на выставке ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВЕРЕЩАГИНА в Третьяковской Галерее. Спасибо организаторам!
Спасибо за внимание!

2 комментария:

  1. Вероника, спасибо за экскурсию! а такие (или похожие) буддийские барабаны есть на Байкале, мы крутили один при въезде на Ашан.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо тебе, Света, за то, что с подвигла всё систематизировать и изложить, из памяти все постепенно вымывается, а тут уже топором не вырубить))). Идея барабанов мне очень понравилась - мечтай себе и крути и всё будет))).

      Удалить